Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гюйон жанна мария

Гюйон жанна мария

(Jeanne Marie Bouvier de la Motte Guyon) — основательница квиетизма во Франции (1648-1717). Овдовев, сделалась последовательницей учения Молиноса (см.); была настоятельницей католического монастыря; потом переселилась в Париж и стала проповедовать учение чистой любви к Богу, отвергающее всякие молитвы, благочестивые поступки и обращение к посредничеству Иисуса Христа как корыстное служение Богу. От приверженцев квиетизма требовалось постоянное духовное единение с Богом, пассивное отношение к добру и злу, как к одинаковым проявлениям божественной воли, полное равнодушие к вопросу о спасении души, даже некоторая радость при мысли о вечных муках во имя любви к Богу. Это учение было крайне растяжимо и могло служить оправданием для всяких пороков и страстей, как чего-то стихийного, не зависящего от воли человка. Оно возбудило во Франции сильный протест католической церкви. Целая комиссия богословов с Боссюэ во главе назначена была для рассмотрения учения m-me Г., объявила 30 статей в нем еретическими и заставила ее подписать отречение от них. Когда же она все-таки продолжала проповедь "мистической чистой любви", ее заключили в Бастилию в 1695 г. Только в 1702 году Г. выпущена была на свободу и жила с тех пор в уединении в Блуа. Ее сочинения изданы были в Париже в 1713-1722 г. вместе с ее автобиографией. Литературное значение m-me Г. заключается главным образом в богословско-литературном споре, возникшем из-за нее между Боссюэ и Фенелоном. Боссюэ признавал ее учение глубоко еретическим и безнравственным, Фенелон же был сторонником квиетизма и преданным другом его основательницы. Не желая компрометировать своей карьеры, он согласился подписать формуляр, осуждающий учение m-me Г.; но, сделавшись епископом в Камбрэ, возобновил спор книгой "Maximes des Saints" и вовлек в свою распрю весь литературный мир Франции. После тянувшейся несколько лет ожесточенной полемики победа осталась за Боссюэ: "Maximes des Saints", рассмотренные в Риме, присуждены были к сожжению. Со смертью Г. и Фенелона квиетизм не имел больше защитников во Франции.

Сочин. Г. ("Ежедневные христианские размышления", "Легчайший способ молиться", "Толкования на несколько книг св. Писания ветхого и нового завета" и т. д.) были почти все изданы на русском языке и в целом составе и в извлечениях ("Избранные сочинения", "Избранные места") рассылаемы (в 1801-1827 гг.) по церквам и монастырям для обязательной покупки вследствие циркулярного предписания синодального обер-прокурора А. Н. Голицына; но потом, по распоряжению графа Протасова, в сороковых годах были вместе с другими мистическими сочинениями (Эккартсгаузена, Штиллинга) повсеместно тщательно отыскиваемы и отбираемы для отсылки в Синод. См. Upham, "Life, religions, opinions a. experience of M-me G."; Guerrier, "M-me G."; Heppe, "Geschichte der pietistischen Mystik in der Kath. Kirche".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гюйон жанна мария
Значение слова гюйон жанна мария
Что означает гюйон жанна мария
Толкование слова гюйон жанна мария
Определение термина гюйон жанна мария
gyuyon zhanna mariya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины