Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - хмельницкий николай иванович
Хмельницкий николай иванович
сын Ивана Парфеновича, довольно известный драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в Горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. X. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения. Литературная деятельность X. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII в., Беллуа. По возвращении из заграничного похода X. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено "Руководство к ведению русских законов", до трудов Сперанского ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700000 р.) в капитал для призрения гражданских чиновников. Первой пьесой X., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буасси "Говорун";, за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра. В 1818 г. X. выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэна д'Арлевиля; позднее X. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал X. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В выборе заимствований он руководился, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя — не на лучших произведениях. Излюбленным родом X. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов, сочинивший в сотрудничестве с X. и Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья". У Фавара X. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и, может быть, "Новый Парис". По-видимому, переделками являются и другие водевили X. — "Бабушкины попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и пр., — но источники их не указаны. Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью. Наиболее серьезной литературной заслугой X. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа". Перевод "Школы женщин" можно признать художественным, но X. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее. Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей. Как губернатор, X. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие. X. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности X. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По освобождении своем X. уехал за границу, откуда писал путевые письма. К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних. В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий X. — "Царское слово, или сватовство Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан X., или присоединение Малороссии". Умер X. в 1845 г. в Петербурге. Сочинения X. изданы в 1849 г. Смирдиным.
О нем см. Дудышкин, "Современник" (1851, № 9); Г. Б — ов, "Русский Вестник" (1895, сентябрь); Добротворский, "Исторический Вестник" (1889, декабрь); Н. Коробка, "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895—6 г., прил., кн. I).
Н. Коробка.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907