Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ход
Ход
музыкальный термин, относящийся к формам; он противоположен предложению (см.), т. е. каденция в конце в нем необязательна. Музыкальная фраза, написанная в виде X., часто очень удаляется от главной тональности, с которой начался X.; вообще X. не имеет определенной главной тональности. Часто X. не имеет четного числа тактов. Преобладающий характер Х. — секвенция. Иногда X. состоит из небольшого предложения (двутакта), повторяющегося, постепенно понижаясь или повышаясь. Такой X. называется ходом из предложений. Если же предложение построено и в виде секвенций или, иначе говоря, если секвенцеобразный X. имеет четное число тактов, не слишком удаляется от главной тональности и имеет каденцию в конце, то такая форма называется ходообразным предложением. В музыкальных сочинениях X. служит связью (переходом) между главными частями формы (партиями). X. часто встречается в тематической разработке (см. Сонатная форма).
Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907