Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - холи
Холи
праздник в Индии в честь весны и ее творческих сил, совершаемый в течение десяти или пятнадцати дней перед полнолунием индийского весеннего месяца Пхальгуна, т. е. около 19 марта нов. стиля. Он является символическим изображением пробуждения природы и его чудесного действия и выражает вызванные им радостные чувства. Первоначально он являлся поклонением олицетворенной весне, как подруге бога любви. В Южной Индии он до сих пор связан с праздником Камадевы (см.), изображение которого предается огню (вероятно, в память сожжения Камадевы огнем очей разгневанного Шивы, когда бог любви осмелился направить свой лук против грозного владыки и воспламенил его сердце любовью к Парвати). Шутовской характер обрядов X. мало вяжется с культом бога любви и его нежной подруги. До сих пор празднику X. приписывается особая сила, покровительствующая размножению потомства и охраняющая здоровье и жизнь детей. Первоначальная мифическая основа этого праздника затемнена рядом новых, более грубых легенд и представлений, отразившихся и на его обрядовой стороне. В Бенгале он связан с культом юноши-Кришны, тогда как в Индустане олицетворение X. (Hólí) является женщиной-демоном, пожирательницей маленьких детей. Обряды, сопровождающие этот праздник, более или менее одинаковы по всей Индии. Народ с песнями и плясками бегает по улицам, бросая в встречных красным порошком (из разных корней или деревьев, смотря по местности) или брызгая в них красной жидкостью. При этом поются непристойные песни; прохожих, невзирая на их общественное положение, задевают разными грубыми и неприличными шутками, а иногда и действиями. За чертой города или селения устраивается костер, для которого нередко похищаются и разные плохо оберегаемые материалы. Если владелец прозевает и его вещи попадут в кучу, то он уже не может получить их обратно. Особой разнузданностью отличается празднование X. у раджпутов. Низшие классы населения истребляют при этом множество возбуждающих и опьяняющих напитков, и даже почтенные люди бегают по улицам, подобно вакхантам, распевая песни в честь сил природы. Праздник X. имеет немало общего с римскими сатурналиями и весенними празднествами и их позднейшим видоизменением — карнавалом.
С. Б—ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907