Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - хризипп древнегреческий философ

Хризипп древнегреческий философ

— философ-стоик, третий схоларх стоической школы. Биография X. нам известна главным образом из сочинений Диогена Лаэртского, а учение — из сочинений Плутарха ("Мнения философов" и "Противоречия стоиков"), Секста Эмпирика ("Пирроновы основоположения" и "Против математиков"), Стобея ("Эклоги") и Галена, который в своем сочинении "De Platonis et Hippocratis platicis" эксцерпировал сочинение X. "περί ψυκης " и "περι παθων". Сборника отрывков X., дошедших до нас в упомянутых сочинениях и заимствованных из чрезвычайно многочисленных его сочинений, не существует. О X. нет ни одной монографии, достойной внимания, за исключением старых, принадлежащих XVIII и началу XIX в. Весьма трудно отделить то, что принадлежит X., от общего стоического учения; между тем древность ценила X. весьма высоко, считая его "вторым основателем" стоической школы и утверждая, что "если б не было X., то не было и стоической школы". "Если б боги занимались диалектикой, — говорится у Диогена Лаэртского, — то они пользовались бы диалектикой X.". Несомненно, что X. отступал в некоторых несущественных пунктах от стоического учения, как оно устанавливалось Зеноном и Клеанфом. Антипатер, как сообщает Плутарх, написал особое сочинение, в коем изложил различие учения Клеанфа и X. Различие это выразилось, между прочим, в том, что Хризипп придал иное значение учению о нравственности, чем то, которое оно имело у Зенона и Клеанфа. X. утверждал, что изучение следует начинать с логики, потом переходить к морали, как цели; физика же, как средство, занимает последнее место. X. родился в Соли (в Киликии) около 280 г. до Р. Х.; слушал разных философов (напр. академика Аркезилая и Лакида), пока Клеанф не привлек его к стоицизму; после Клеанфа X. принял руководство стоической школой. Умер около 206 г. до Р. Х. Написал чрезвычайно много сочинений, причем не обращал внимания на стиль и наполнял свои сочинения цитатами из других авторов; увлекался диалектическими расчленениями и построением софистических доказательств, воскрешая в этом отношении мегарское направление. Диоген Лаэртский говорит, что X. написал 705 сочинений, причем приводит 300 их заглавий. По словам Диогена, на вопрос, кому отдать на воспитание сына, X. отвечал: "мне, ибо если б я знал кого-либо, более меня ученого, то я немедленно стал бы его слушателем". X. имел большую склонность к логическим и психологическим исследованиям; в особенности его интересовал вопрос о достоверности знания, который его предшественниками решался в смысле κατάληψις и όρθός λόγος (см. Стоицизм). X. исправляет это учение: он различает представление (φαντασίά; это слово X. производит от φώς — свет, ибо фантазия, подобно свету, изображает не только себя, но и объект, произведший ее) и представляемое (φανταστόν), или предмет, вызвавший представление; далее X. говорит об иллюзиях (φανταστικόν), вызванных состоянием души, а не объектом, и, наконец, о фантазмах (φάντασμα), представляющих продукт болезненного интеллекта. Так как представление есть душевное состояние, вызванное известной причиной, объектом, то оно и отражает в себе самый объект; достоверность это представление имеет в том случае, если оно вызвано реальным объектом, соответствует этому объекту и не может быть вызвано иным объектом; если эти условия соблюдены, тогда представление вызывает непосредственную уверенность в его истинности. Эти элементы психологического и гносеологического анализа X.

применял к грамматике и логике и старался определить основные понятия или категории; он насчитывал их 14. X., вероятно, принадлежит изображение моментов познания в следующем порядке: 1) αιθησις, 2) φαντασια, 3) καταληπικη φαντασια, 4) καταληψις, 5) συγκαταθησις. Труднее определить то, что в физике стоиков принадлежит X.

Он учил, что только тела существуют, безграничного нет, поэтому пустоты, пространства и времени нет. В едином мире все проникнуто разумным началом. В полном согласии с стоической школой X. соединял в своей физике противоположные принципы — механический и телеологический, материалистический и идеалистический; поэтому Плутарху не трудно было написать сочинение о противоречиях стоиков ("De repugnantiis Stoicorum"), целиком направленное против Хризиппа.

X. не избег также обвинений, которые всегда возводились против пантеизма, — обвинений в невозможности обоснования морали. Отождествляя в известном смысле природу с божеством, X. различия добра и зла искал в том же природном или божественном начале; и если, с одной стороны, он считал справедливость проистекающей из природы, а не из установления, то, с другой стороны, самый принцип природы и правило, им обусловливаемое, — "жизнь, сообразная природе" — давали повод к весьма нежелательным заключениям. Плутарх ставит X. в вину, что он оправдывал брак с матерью, дочерью или сестрой ссылкой на животных. Ему приписывается мысль, что в мире нет ничего достойного порицания или наказания, ибо все совершается согласно законам природы; но сам же Плутарх приводит другие места, из которых видна строгость нравственного суждения X. В этом отношении существует полная аналогия морали стоиков с учением Спинозы, принципы коего тоже заставляли утверждать, что нет ничего дурного или хорошего самого по себе; между тем, это нисколько не мешало стоикам и Спинозе создать нравственное учение весьма высокое и близко подходящее к христианскому. X. отождествлял благо с красотой и это отождествление оправдывал следующим силлогизмом: "благо желательно; желательное — нравится; нравящееся — похвально; следовательно, похвальное красиво". Или: "благо производит удовольствие; что производит удовольствие — то почтенно; почтенное же — прекрасно"; следовательно, благо — прекрасно.

Нам известны лишь два ученика X. — Зенон из Тарса и Диоген из Вавилона. Сочинения X. тщательно изучались вплоть до III-го в. по Р. Х.; еще Ориген цитирует X. Ср. Stein, "Psychologie der Stoa" (1886).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хризипп древнегреческий философ
Значение слова хризипп древнегреческий философ
Что означает хризипп древнегреческий философ
Толкование слова хризипп древнегреческий философ
Определение термина хризипп древнегреческий философ
hrizipp drevnegrecheskiy filosof это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины