Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - иргизские единоверческие монастыри

Иргизские единоверческие монастыри

Манифестом 4 дек. 1762 г. раскольникам, бежавшим за границу, обещана была в случае возвращения их в Россию свобода богослужения и некоторые др. льготы; вслед за тем отведены были в заволжской части Саратовской губ. 70000 десятин удобной земли для поселения раскольников, имеющих выйти из Польши. Результатом манифеста явилось возникновение нескольких раскольничьих скитов по течению Большого Иргиза (прежде в пределах Вольского у. Саратовской губ., с 1850 г. Николаевского у. Самарской губ.), расположившихся вблизи раскольничьих сел и деревень. Уже в 1762 г. основан был Авраамиев скит (впоследствии Нижне-Воскресенский монастырь), а вслед за тем появились скиты Исакиев (позднее Верхне-Успенский, затем Верхне-Спасо-Преображенский монастырь) и Пахомиев (впоследствии Средне-Никольский монастырь). Первоначально все эти скиты получали свои названия по именам их основателей. Так как первые раскольнические переселенцы и основатели раскольнических скитов по И. были по преимуществу выходцы из Ветки, то по примеру Ветки рядом с муж. скитами стали основываться и женские скиты. В 5 вер. от Исакиева скита основан был монахиней Маргаритой женск. скит, впоследствии именовавшийся Покровским жен. монастырем, а подле Пахомиева скита возник в 1783 г. Анфисин скит (впоследствии Средне-Успенский женский монастырь). Более или менее твердую организацию дал этим монастырям даровитый монах Сергий (моск. купеческий сын Симон Петрович Юршев), справедливо называвший себя строителем иргизским. Он появился в 1776 г. в Верхне-Успенском ските. Вскоре ему удалось выстроить на И. церковь, открыть служение литургии и сделаться настоятелем Преображенского монастыря. Благодаря ему И. монастыри сделались крупным центром раскола, а участие его в Моск. соборе 1779-1780 гг. еще более упрочило их значение (см. Беглопоповщина). Сергий сделался главой "перемазанцев", а И. — центром, снабжавшим всех беглопоповцев иереями. Сам чин приема перемазанцами бегствующих попов (и даже мирян) получил название иргизской исправы. В исправе сначала прочитывали проклятие на новшества греко-российской церкви, потом проклятие, положенное в требнике для чтения приходящим от яковитской ереси, наконец, помазывали вновь поступающих муром и тотчас омывали места помазания. В 1796 году Сергий принял единоверие и бежал с И. в Стародубские слободы. К тому времени И. м-ри достигли значительного благосостояния: они владели 12 1/2 тыс. д. земли и имели несколько церквей, в которые стекались богатые приношения. В 1828 г. в Преображенском м-ре было 87 келий, в Покровском жен. — 100 дворов и 200 келий, в Никольском — 61 келья, в Успенском жен. — 89 дворов и 145 келий, в Нижне-Воскресенском — 61 келья, кроме многих построек для ризницы, библиотеки, общей трапезы, для настоятелей и проч. Увеличивалось и число монашествующих, которое по отдельным монастырям колебалось от 100 до 700 и в общем достигло в 1828 г. 3000 чел. Все жившие в монастырях разделялись на монашествующих и не принявших монашества. Настоятели и настоятельницы избирались общим голосом всех монастырей; для этого старшие иноки и монахини собирались на совет в тот монастырь, который не имел настоятеля, или присылали свое согласие на выбор кого-либо в настоятели. Настоятели и настоятельницы утверждались удельной конторой (с 1828 г. — казенной палатой) и являлись перед гражданским начальством ответственными представителями своих монастырей с правами и обязанностями сельских старост, причем письменные сношения с властями вел за всех настоятель Никольского монастыря. Помощниками настоятелей и настоятельниц в управлении монастырями были соборные старцы и старицы, иначе наз. евангельскими отцами и матерями; каждому из них были подчинены по нескольку (10-15) бельцов или белиц. Указом 2 авг. 1828 г. И. монастыри поставлены под надзор местного губернского начальства и запрещено было принимать новых лиц в монастыри, а живущим в них воспрещены были отлучки. В том же году в Нижне-Воскресенский монастырь прибыл саратовский губернатор (кн. Голицын) и взял от иноков подписку в том, что они принимают единоверие. Хотя иноки стали затем отказываться от этой подписки, тем не менее Нижне-Воскресенский монастырь обращен был в 1829 г. в единоверческий, причем 60 чел. упорствовавших были частью сданы в солдаты, частью сосланы в Сибирь. Для обращения в единоверческий Никольского монастыря потребовалась в 1837 г. военная сила (в 1843 г. он обращен в женск. единоверческий монастырь). В 1841 г. приступлено было к обращению в единоверческий Верхне-Спасо-Преображенского монастыря; одновременно с этим Покровский жен. монастырь был совершенно упразднен. Существование Успенского женского монастыря прекратилось одновременно с обращением Никольского монастыря в единоверческий. Ср. Добротворский, "Исторические сведения об И. мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Правосл. собеседник", 1857 г., кн. 2-3); его же, "Обращение И. монастырей к единоверию" (там же, 1858 г., ч. I); Мордовцев, "Последние годы существования И. раскольнических монастырей" ("Дело", 1872 г. №№ 1, 2, 4), Дубакин, "И. раскольнические монастыри" ("Самарские епарх. ведомости", 1882-83 гг. и отдельно).

Из трех ныне существующих единоверческих И. монастырей мужские — Воскресенский (в 60 в. от Николаевска) и Спасо-Преображенский (в 8 в. от Николаевска) сравнены с православн. монастырями 3-го класса; Никольский женский монастырь (в 5 в. от Николаевска) есть общежительный. Монастыри эти имеют значительные доходы от земель, которые за ними оставлены.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иргизские единоверческие монастыри
Значение слова иргизские единоверческие монастыри
Что означает иргизские единоверческие монастыри
Толкование слова иргизские единоверческие монастыри
Определение термина иргизские единоверческие монастыри
irgizskie edinovercheskie monastyri это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины