Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - иудифь (юдифь)
Иудифь (юдифь)
героиня известного рассказа, составляющего содержание неканонической "Книги Иудифи". По этому рассказу, когда Навуходоносор, царь ассирийский (вавилонский), потребовал от завоеванных им народов усиленного набора войск, некоторые народы воспротивились этому, и для усмирения их царь отправил своего полководца Олоферна, который должен был наказать и иудеев, оказавшихся среди непокорных. Иудеи укрепились в Ветилуе, которую и осадил Олоферн. Осада затянулась: ввиду недостатка в припасах городу грозила гибель. Тогда спасительницей его явилась молодая и красивая вдова И., которая, притворной лаской добившись доверия Олоферна, отрубила ему голову его собственным мечом, а иудеи, сделав вылазку, разбили растерявшихся врагов и прогнали их из своей страны. С этим рассказом связываются разные недоумения, которыми и не преминула воспользоваться критика, с целью подорвать его историческое значение. Указывают, между прочим, на то, что Навуходоносор называется царем ассирийским, тогда как он был царем вавилонским. Это возражение не сильно: царь, владычествовавший, между прочим, над ассириянами, которых он покорил, мог быть называем и ассирийским (как русский император назыв. и "царем польским"). Важнее вопрос о времени происхождения книги и об ее авторе. Она дошла до нас только на греческом яз., хотя стиль носит явные признаки перевода с еврейского. Автором, кроме самой И., считают, между прочим, первосвященника Иисуса, жившего после плена вавилонского.
См. Montfaucon, "Vérité de l'histoire de Judith" (1690); Wolf, "Das Buch Judith" (1861); H. M. Дроздов, "Историч. характер Книги И.".
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907