Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - израильские судьи
Израильские судьи
вожди народа И., управлявшие им в период после завоевания Палестины до учреждения царской власти. Этот период характеризуется попыткой вполне осуществить теократический принцип, который лежал в основе Моисеева законодательства и по которому царем народа Божия должен быть Иегова, правящий чрез посредство избранников. После смерти Иисуса Навина израильтяне остались без политического вождя. Каждое из 12 колен хотело управляться совершенно самостоятельно, при чем связующим звеном для них должно было служить общее живое сознание, что все колена составляют одно нераздельное царство Иеговы. Видимым знаком религиозно-политического единства была общенародная святыня — скиния. Но такое правление предполагает высокую степень религиозно-нравственного развития народа. Между тем, народ еврейский, только что вышедший из рабства, далеко не отвечал подобному идеалу, и потому вскоре в его среде пробудились мелочные племенные инстинкты, начался общий разброд, ослаблявший его силы, чем не преминули воспользоваться окружающие народы. Под влиянием опасности народ обращался с мольбой к Иегове о помощи, и тогда Господь воздвигал ему из его среды доблестных мужей, которые, став во главе военной рати или даже единоличными подвигами, избавляли народ от бедственного положения; эти вожди назывались судиями, или шофетим; они были диктаторами, которые, впрочем, не ограничивали своей деятельности только отражением неприятеля или низвержением иноземного ига, но занимались и устроением внутренней жизни народа. Вот имена тех вождей, к которым прилагается название судей (шофетим): Гофониил, Аод, Самегар, Девора-пророчица, Гедеон, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон, Самсон, Илий и Самуил. О каждом см. под их собственными именами. История их излагается в библ. Книге Судей.
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907