Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кабилы
Кабилы
(от арабского слова qabîl, множ. qabâil — племена, отсюда франц. kabyles) — название, придаваемое туземному, коренному населению Алжирии, сохранившемуся в наибольшей чистоте в горах провинций Алжир и Константина. По типу и языку они принадлежат к берберам (см. соотв. статью). Родственные К. племена живут также в провинции Оран и в Сахаре (племена Уаргла, Туареки, Бени-Мзаб и др.). Сами К. называют себя Имазиг, Имазиген (испорченное — Имошарх, Imoscharh); язык их известен под именем Та-машек (Ta-Mascheq или Ta-Maschirht); судя по сохранившимся у древних писателей названиям рек, гор и других местностей Сев. Африки, находящим себе объяснение в современном языке К., последний может быть рассматриваем как отпрыск языка древнеливийского. По своему типу — это язык хамитический, составляющий особую ветвь, рядом с ветвями египетской и эфиопской. Кабилы представляют из себя горцев, вроде наших лезгин, умевших в течение долгих веков отстаивать свою независимость. Они боролись с карфагенянами и позже (как нумидийцы) с римлянами; затем они отчасти были обращены в христианство, которое, впрочем, исчезло почти без следа под влиянием арабов, покоривших страну в XI веке. Но арабы заселили преимущественно равнины (и города), горные же племена сумели отстоять свою независимость, и их подчинение было скорее номинальное, как и позже — под владычеством турок. Когда французы явились в Алжирию (с 1830 г.), им пришлось сначала вести войну с арабами; К. оставались спокойными в своих горах. Затем стали возникать столкновения и с ними, вызвавшие, наконец, экспедицию 1850 г., которая закончилась подчинением большей части племен. В 1854 г. опять вспыхнуло восстание, но оно было скоро подавлено, и в 1857 г. К. были покорены. Тем не менее попытки к восстанию повторялись и позже; особенно значительная была в 1871 г. К. населяют горный массив Трара, Уарансенис, Дахра, Бабор — всю внутреннюю горную часть провинции Константина, горы Амур и Орес (Aurès) и береговой массив, к востоку от Алжира — Джюржюру (Djurjura). Горы Джюржюры, вершины которых нередко превышают 2000 м, особенно трудно доступны; поэтому население их дольше прочих отстаивало свою независимость, и эта страна получила у французов название Большой Кабилии (Grande-Kabylie), хотя, по пространству, она и не больше других областей К. По типу К. представляют особую ветвь белой породы: среднего роста, сухого, но сильного сложения, с удлиненным (долихокефалическим) черепом, они выказывают многие черты сходства с другими семито-хамитами, хотя между ними встречается довольно большое разнообразие типов. Местами, напр. в горах Ореса, попадаются даже белокурые и светлоглазые субъекты; вообще же преобладает тип темноволосый и темноглазый, а иногда встречаются и особи с негрообразными чертами. Разнообразие типов объясняется, до известной степени, смешением с карфагенянами, греками, римлянами, вандалами, арабами, неграми, испанцами, французами и др.; у К. легко находили приют и убежище разные изгнанники, беглецы, дезертиры, преступники, разбойники. Всех кабилов насчитывается около 750000 чел.; в противоположность арабам, они с глубокой древности — народ оседлый, занимаются земледелием, садоводством и мелкой промышленностью. Их селения разбросаны в горах, местами очень густо (до 100 душ на кв. км), большей частью на крутых холмах и склонах, и состоят из каменных саклей или глиняных мазанок. Отдельные группы селений образуют племя, управляемое аменом (amin); несколько племен составляют тхакебильт, или союз, напр. Бени-Ратен, Зуауас (отсюда — франц. "зуавы"), Игушдаль и др. Управление вообще демократическое; амен — военачальник, а в мирное время судья — избирается миром или общиной. В Большой Кабилии насчитывается около 1400 селений, образующих 120 племен. В каждом селении два общественных здания: мечеть, при которой живет имам, и дом совета или собрания. Жилища вообще бедны и заключают в себе мужскую и женскую половину и помещение для скота; очага обыкновенно нет, так как пища варится большей частью на дворе; украшением жилья служат глиняные кувшины, горшки, большие сосуды для масла и т. д., иногда красивых форм и с характерным орнаментом. Одежда — рубашка с короткими рукавами, панталоны или гамаши, а сверху шерстяной бурнус, обыкновенно черного цвета; женская одежда мало отличается от мужской. Питаются К. вообще умеренно: молоко, овощи, мучная похлебка, реже "кус-кус", род пилава с бараниной или курицей. Кроме земледелия, К. занимаются мелкой промышленностью и торговлей; они — кузнецы, плотники, каменщики, седельники, оружейники, золотых дел мастера, горшечники; многие из них отправляются на заработки в приморские города и дают наибольший контингент чернорабочих, носильщиков, землекопов, также косцов и т. п. Известный процент служит, наконец, во французской армии, составляя ядро так назыв. "тюркосов", оказавших немалые услуги Франции, особенно в колониальных войнах — в Тонкине, Африке и т. д. В последнее время французская администрация старается об умножении среди К. школ с обучением французскому языку, который, впрочем, и сам собой распространяется среди них, благодаря отхожим промыслам и военной службе.
Д. А.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907