Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кадм в мифологии
Кадм в мифологии
Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает К. антропоморфизированным вост. божеством; самое имя его производили от семитич. Qadem — Восток, а имя Европы от семит. Ereb — Запад. В нем видят Мелькарта, странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе — с Астартой). Некоторые новейшие исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все подробности, выставляющие К. финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки. Древнейший беотийский источник — гезиодовская "Феогония" — знает К. царем "Кадмейской земли", т. е. Фив, и ничего не говорит о его прошлом. К., следовательно, туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии К. в Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельф. оракула; многие его детали встречаются и в др. сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и т. д.). Еще позже было приплетено искание Европы — первоначально самостоятельный миф, подобный мифу о похищении и искании Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл К., — просто баснословные земли дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока. В миф о К. они попали, благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов Группе также отвергает восточное происхождение К., но видит в нем не местное божество, а одно из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака (драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога".
А. Щ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907