Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - каменный век
Каменный век
эпоха или стадия первобытной культуры, характеризующаяся незнакомством с металлами и употреблением орудий или инструментов, сделанных из камня или из дерева, кости, рога. О К. веке в Европе и о подразделении его на палеолитический и неолитический — см. Доист. эпоха. В последнее время большинство исследователей склоняется к мнению, что эпоха неолитическая хотя и отличается довольно явственно от палеолитической (по характеру орудий, шлифовке многих из них, обладанию домашними животными, уменью изготовлять глиняную посуду и т. д.), тем не менее связана с нею непрерывным культурным развитием. Так, новейшая классификация отложений К. века во Франции Ф. Салмона принимает, что палеолитический (четвертичный) период был связан с неолитическим — промежуточным мезолитическим временем, так называемой эпохой Magdaléno-Campigniénne. Следующая эпоха, Campigniénne, представляет уже следы глиняной посуды и начало одомашнения животных; значительная часть орудий имеет форму неолитических, но шлифовка их часто несовершенна и ограничивается лишь лезвием орудия. Затем следует эпоха, которую Салмон называет Chassey-Robenbausienne (от Camp de Chassey в деп. Соны и Луары и известных свайных построек в Робенгаузене, в Швейцарии); к этой эпохе относятся как свайные постройки К. века, так и многие места погребения в пещерах и каменные могилы; разнообразие орудий увеличивается, глиняная посуда становится совершеннее, домашние животные распространеннее, появляется земледелие и т. д. Наконец, карнакская эпоха (Carnacéenne, от Canac, в Морбигане) характеризуется особенно дольменами см.) и другими мегалитическими сооружениями, также многими свайными постройками, древнейшими террамарами (см.), прекрасной полировкой орудий, началом скульптуры, особенной заботой об обстановке погребений, первыми следами трупосожжения, употреблением различных новых материалов для орудий и украшений (ядеит или нефрит, бирюза, янтарь и т. д.) и первым появлением бронзы. Эта эпоха уже составляет переход к металлической, а именно к так наз. бронзовому веку. — К. век констатирован не в одной Европе, но во всех частях света: следы его были найдены в Египте, Месопотамии, Индии, Китае — странах с весьма древней исторической культурой, где К. век должен был окончиться уже за многие тысячелетия до Р. Хр. Находимые в Африке в земле древние каменные орудия представляют для негров такие же загадочные предметы, как и для населения нашей части света. В Азии К. век сохранился до недавнего сравнительно времени лишь у первобытного племени айнов, на о-ве Иезо и Сахалине, и на крайнем С.В., в Камчатке и у чукчей, где его застали еще русские в XVIII в. В Америке К. век существовал до прихода европейцев, след. до XVI в.; в культурных странах Мексики, Центральной Америке и Перу было, однако, распространено и знакомство с медью (бронзой), которой пользовались отчасти и кочевые сев.-амер. индейцы, но лишь в форме самородной меди, которую они обрабатывали подобно камню, т. е. ковали в холодном виде, не умея плавить и отливать орудия в формы. Всего дольше сохранился каменный век в Австралии, Меланезии и Полинезии. На о-вах Тихого океана его застали еще в полном развитии мореплаватели XVIII в., но с тех пор он все более и более уступал место металлической культуре; теперь собственно в Полинезии он уже давно исчез. На Новой Гвинее, о-вах Новогебридских, Соломоновых, в Австралии К. в. еще не закончился, хотя всюду здесь уже известны и железные орудия, получаемые от европейцев. Большинство камен. орудий, здесь встречающихся, выказывают следы полировки, часто сделаны весьма искусно и снабжены точеными деревянными рукоятками; но рядом с ними употребляются и более грубые орудия, приготовленные путем отбивки и служащие в качестве ножей, наконечников копий, дротиков, зубцов палиц и т. п. На острове Тасмании (или Ван-Дименовой Земле), первобытные обитатели которой уже несколько десятков лет тому назад все вымерли, культура даже не могла возвыситься над палеолитической. Тэйлор, изучивший все каменные изделия тасманийцев, сохранившиеся в музеях, убедился, что между ними нет ни одного полированного и что по формам и степени отделки они вполне подходят к древнейшим палеолитическим орудиям европейского К. века. В настоящее время К. век, кроме Австралии и Меланезии, сохранился еще у некоторых более отдаленных племен эскимосов Сев. Америки, у чукчей, у некоторых индейских племен Аляски (сев.-зап. берега Сев. Америки) и у некоторых племен во внутренности Бразилии. Всем этим племенам известны, однако, кое-какие европ. изделия (иногда даже ружья новейших систем); они пользуются камнем только как более доступным материалом для приготовления обыденных орудий. Отсюда можно заключить, что и в других местах в отдаленные времена культура К. века сменялась металлической лишь постепенно и более бедный класс населения долго еще продолжал пользоваться камнем и костью. Это подтверждается тем, что каменные орудия встречаются не только в находках доисторического бронзового и железного века, но даже среди остатков галло-римской эпохи, в могилах древних германцев и славян и среди разнообразных изделий древнего культурного Египта. Возможно, однако, что некоторые из таких К. изделий имели (в позднейшие эпохи) значение не орудий, а предметов священных или амулетов. Как в Европе, так и во многих внеевропейских странах народ до сих пор объясняет древние каменные топоры и стрелки, как "громовые", т. е. упавшие с молнией или образовавшиеся от падения молнии (такого мнения держались и многие ученые XVI-XVII веков), отсюда их священный характер, их суеверное или религиозное почитание. В Ефесе, Тире, Орхомене, на горе Иде, в Пессинунте почитались в древности К. топоры или стрелы. Не далее, как в 1767 г., в соборе г. Гальберштадта можно было видеть подвешенным на одной из колонн древний каменный молоток. В различных музеях сохранилось немало украшений и амулетов греческой, этрусской, римской и позднейшие работы, заключающих в себе древние К. топоры и стрелки, иногда в дорогой серебряной или золотой оправе, а также с греческими или руническими на них надписями. Еще более явственными пережитками К. века являются каменные ножи или оббитые кремни, употреблявшиеся при религиозных жертвоприношениях и обрядах у различных народов исторической эпохи. Так, по словам Геродота и Диодора Сицилийского, бальзамировщики, приготовлявшие в Египте мумии, вскрывали трупы умерших каменным ножом; острые кремни употреблялись также при некоторых жертвоприношениях или клятвах — в Древнем Риме, в Мексике, при кастрации себя жрецами Цибелы; острый камень или кремень служил у евреев в качестве орудия обрезания, а иногда, как говорят, употребляется еще и теперь для этой цели. Своего рода пережитками каменного века являются также слова многих языков, не только негритянских или языка басков, но даже отчасти некоторых семитических и арийских — именно связь названий ножа или топора с корнями, выражающими понятие о камне. Кроме литературы, указанной при ст. Доисторическая эпоха, см. еще В. Taylor, "Researches into the early history of Mankind" (рус. перевод: "Доисторический быт", под ред. Мильгаузена); Cartailhac, "L'Age de pierre dans les souvenirs et superstitious populaires" (П., 1878); P. Salmon, "Age de la pierre" (1894); K. von den Steinen, "Unter den Naturvölkern Central-Brasiliens" (1894); Woldt, "Cap. Jacobsen's Reise an der Nordwestküste Amerikas" (Л. 1884). См. табл. Первобытные древности.
Д. А.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907