Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - картон в живописи
Картон в живописи
рисунок углем или карандашом (или в два карандаша — белый и черный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с чего уже пишется картина красками. Первоначально подобные рисунки делались исключительно для фресок, толстая бумага (итал. — cartone), на которой делался рисунок, проколотая по его контуру, накладывалась на грунт, приготовленный для фресковой живописи, и посыпалась угольным порошком по проколу, через что образовался на грунте слабый черный контур. Фресковая живопись писалась сразу без поправок, и потому нанесение готового, совершенно обдуманного контура было необходимо. Законченные картоны часто имеют достоинство картин, за исключением красок; таковы К. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля (афинская школа — сохраняется в Милане) Мантеньи, Джулио Романо и др. Нередко знаменитые художники исполняли К. для тканых ковров-картин; известны 7 К. Рафаэля из "Деяний апостольских", исполненные им для фландрских ткачей (хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне), 4 К. Мантеньи. Из К. ближайшего к нам времени можно упомянуть о К. Овербека, Шнорра, Корнелиуса ("Разрушение Трои", "Страшный Суд" и др.), Каульбаха ("Разрушение Иерусалима", "Битвы гуннов" и др.), Энгра — для живописи на стекле в усыпальнице Орлеанского дома. У нас живопись, напр., в Исаакиевском соборе исполнена также по К., которые, однако же, не сохранены. Иногда К. сочинен одним художником, а живопись с него — другим. Так, Корнелиус отдавал иные К. почти в полное распоряжение своих учеников.
Ф. П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907