Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кенотики и критики
Кенотики и критики
так назывались две партии лютеранской церкви в начале XVII в. Первые, представителями которых были гиссенские богословы, учили, что Богочеловек, воплотившись и приняв на себя человеческую природу, отрекся на все время земной жизни от своих божеских свойств, как то: всемогущества, всеведения и др.; вторые, представителями которых служили тюбингенские богословы, утверждали, что Он обладал божественными свойствами и на земле, но сохранял их в тайне. Позже к кенотикам стали причислять тех ортодоксальных богословов, которые вочеловечение Сына Божия считают самоограничением его Божества или превращением его божественной формы бытия в совершенно человеческую. Этот взгляд, подвергнутый самым жестоким проклятиям в примирительной формуле (formula concordiae) Лютеровой и Меланхтоновой богословских школ, распространен в настоящее время как среди лютеранских богословов, так и среди реформатов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.