Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кладенец-меч
Кладенец-меч
оружие, составляющее принадлежность героев русского сказочного мира. Меч-кладенец обыкновенно выкапывается богатырем из-под холма, где он хранится под заклятием, и дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Иногда только таким мечом можно причинить смерть какому-нибудь чудовищу или великану. Так, сказочный герой Еруслан Лазаревич добывает Кладенец-меч из-под головы великана Росланея, и этим оружием убивает коварного царя Огненный-щит; Бова-королевич находит подобный меч в темнице, куда был посажен. При господстве мифологического толкования сказок, в кладенце-мече, как и в других подобных орудиях, встречающихся в сказках, — топоре-саморубе, дубинке-самобое, — видели представление молнии, рассекающей тучи, а в героях, им вооруженных — олицетворение бога громовника, вооруженного перуном. Таков, например, взгляд Афанасьева в "Поэтических воззрениях славян на природу". Можно думать, что меч-кладенец зашел в наши сказки из иноземных сказок, в которых подобные мечи играют ту же роль, как и в наших. Название кладенец — в связи с глаголом класть (ср. кладень — брус или бревно, положенное в основание чего-либо; кладенец — большой нож, которым режут скотину). Клáденец и кладенéц употребляется и в значении стали, булата.
Вс. Миллер.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907