Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - класс у древних римлян
Класс у древних римлян
Классы, в смысле общественных групп, существенно отличаются как от каст, так и от сословий. Расчленение общества на касты (см.) исторически построено на начале завоевания, а теоретически — на религиозном принципе. В основании происхождения сословий (см.) лежит принцип политический. Только в позднейшее время общество стало распадаться на классы, соответственно положению отдельных лиц, т. е. их занятиям, а главное, соответственно распределению между ними собственности. Принадлежность к тому или другому К. не влечет за собой никаких юридических последствий, так как лица всех классов пользуются равными правами (если только участие в политической жизни не ограничено известным имущественным цензом, см. Выборы), и не обусловлено никакими юридическими нормами. При расчленении общества на К. большую роль играет: 1) количество собственности, принадлежащее каждому члену данной группы, и 2) свойство собственности (движимой или недвижимой). Каждый из общественных К. имеет свои нужды, стремления, взгляды: в конституционных государствах депутаты из промышленного К. часто находятся в антагонизме с депутатами из К. землевладельческого. В России, в значительно большей степени, чем в Западной Европе, сохранился сословный принцип, не исключающий, однако, и существования К.
Литература. Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquité s grecques et romaines": "Centuria", в вып. VII, и "Classis", в вып. VIII; Willems, "Le droit public romain" (русский перевод — "Римское государственное право", Киев, 1888); Zoeller, "Römische Staatsund Rechtsaltertü mer" (2 изд., Бреславль, 1895, § 18 и указанные там специальные сочинения; русский перевод первого издания — "Римские государственные и правовые древности", Москва, 1893).
А. К. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907