Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - клеймение преступников
Клеймение преступников
наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присужденное наказание (la marque, клеймо, штемпельные, указные знаки), сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей).
К. преступников было в употреблении у весьма многих народов. На Востоке клейма имеют более символическое значение. Так, в Индии похитителя золота у жреца клеймили изображением собачьей ноги, убийцу брамана — изображением обезглавленного человека. Римляне выжигали букву F (fugitivus — беглый) на рабах, бывших в бегах; клеймо налагалось и на преступников, осужденных на работы в рудниках. Константин Великий повелел, чтобы клейма налагались на руки, плечи и икры, но не на лицо, созданное по образу и подобию Божию. В средние века К. преступников было в большом ходу и поддерживалось каноническим правом и инквизиционной практикой. В Швейцарии богохульников клеймили на губах раскаленным железом. Во Франции К. каторжников, на правом плече, буквами TF (travaux forcés), было удержано даже кодексом 1808 г. и отменено лишь в 1832 г.
В домосковской Руси К. преступников, по-видимому, не было известно; по крайней мере, новгородцы (1270 г.) не согласились на предложение ганзейских гостей подвергать русского за кражу у немца клеймению на щеке. К. преступников проникло в Россию под влиянием византийского права, а также под влиянием татар. Впервые о нем упоминает двинская уставная грамота 1398 г., которая, установив смертную казнь за третью кражу, присовокупляет: "а татя всякого пятнати". Из дальнейших законодательных актов вновь говорится о К. лишь в указе 10 февраля 1637 г. ("Акты Археографической Экспедиции", т. III, № 266), которым царь Михаил Федорович заменил для подделывателей монеты смертную казнь кнутом и пожизненным тюремным заключением, а для улики велел клеймить их на щеках словом вор, дабы эти воры были "знатны". Уложение 1649 г. не упоминает о клеймах, но та же цель достигалась отрезанием ушей: за первую кражу добавочным наказанием служило отрезание левого уха, за вторую кражу отрезали правое ухо; если же попадался в краже человек, у которого обрезаны оба уха, то это служило доказательством, что он уже два раза был обвинен в татьбе, и тогда он предавался смертной казни. У осужденного за первый разбой отрезали правое ухо, а за второй разбой полагалась смертная казнь. Новоуказные статьи 22 января 1669 г. заменили отрезание уха, как признак судимости, отсечением пальцев рук и ног в тех видах, чтобы эти признаки точнее указывали на характер преступления, за которое обвиняемый был раньше осужден. К. в собственном смысле этого слова введено было указом 3 мая 1691 г. (до того "бунтовщики" 1662 г. были заклеймены буквой Б.), которым повелено всех почему-либо освобожденных от смертной казни ссылать, запятнав буквой В, "для того, буде впредь кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, было бы потому познать". В дополнение к этому указу, 22 января 1692 г. было постановлено: "которые ссыльные клейменные объявятся на Москве, тех клеймить вдругоряд и ссылать, а объявятся в третьи с воровством или без оного — казнить смертью". С 1698 г. ссыльных преступников, замеченных "в воровстве", клеймили в Сибири, в каждом городе, особым клеймом. Указом 5-го февраля 1705 г. Петр I [В 1712 г. Петр I повелел, чтобы всем рекрутам, при отправлении их в войска, в устранение побегов накалывался на левой руке (у основания большого пальца) крест и натирался порохом. Что клеймение рекрут практиковалось еще в 1718 г., это видно из дел военной коллегии, хотя возможно, что "рекрутское пятно" налагалось только на бывших в бегах. Этим питались народные толки об обращении рекрутов в антихристову веру, с наложением на них антихристовой печати. См. Александров, "Антихристова печать" ("Русский Архив", 1873 г., №№ 10 и 11).] ввел для всех обвиненных в татьбе и в разбоях и во всяких воровствах новое клеймо и "натирать те пятна порохом многажды накрепко, чтобы те пятна на них ворах были знатны по смерть их"; колодников, которые уже прежде заклеймены были, повелено было при этом переклеймить новым клеймом, а у важнейших преступников, которые, вместо смертной казни, будут наказаны кнутом и запятнаны, вырезать ноздри и ссылать на вечную каторгу. Указом 15 января 1724 г. предписано было у осужденных на вечную каторгу "вынимать ноздри до кости", с тем, чтобы эта мера распространена была и на наказанных уже колодников, у которых "ноздри выняты мало знатны". От заклеймения и вырезания ноздрей не освобождал ни пол, ни возраст, ни общественное положение. В 1746 г., вместо К. на щеке или на лбу целым словом вор, повелено было клеймить в три приема, ставя "во лбу ВО, на правой щеке Р, а на левой Ъ". На практике для наложения клейм употреблялись различные штемпели, вследствие чего сенат в 1754 г. постановил "стемпели, сколько надлежит, сделать юстиц-коллегии и во все губернии, провинции и города разослать, дабы во всех местах знаки были равны". В то же время установлена новая форма К., по которой предписано на лбу ставить одну только литеру В, а на щеках О и Р. Указом 25 декабря 1817 г. отменено рвание ноздрей. Наложение К. было сохранено и Сводом 1832 и 1842 гг., и Уложением о наказаниях 1845 г.; последним определено только, вместо прежнего клейма вор, ставить на лбу букву К, на правой щеке А, а на левой Т (каторжный). Клеймению подлежали осужденные на каторжную работу; наложение клейм непосредственно следовало за наказанием плетьми, также публично и рукой палача. Первоначально К. имело характер полицейской меры, установленной в видах предотвращения побегов, но Уложение 1845 г. возвело его на степень добавочного позорящего наказания. От клеймения освобождены были 70-летие старцы, несовершеннолетние, не достигшие 21 года (женщины освобождены были от К. и рвания ноздрей еще Елизаветой Петровной, в 1757 г.), лица привилегированных сословий, а также получившие некоторое образование или служившие по выборам городских и сельских обществ; затем, в 1830 г., от К. изъяты были все нижние военные чины, так как "государь император признал род наказания сего несоответствующим военному званию". Указом 21 июля 1845 г. постановлено было у каждого беглого из ссыльнопоселенцев, вне Сибири пойманного, и у каждого беглого каторжного ставить на правой руке, ниже локтя, и на лопатке клейма с буквами СБ или СК (ссыльнобеглый, ссыльнокаторжный), причем за каждый новый побег ставят новые клейма, спускаясь ниже по руке и лопатке; на всех бродяг и беглых, объявляющих себя не помнящими родства или называющих себя ложными именами, налагать знак на правой руке, ниже локтя, с буквой Б (бродяга или беглый). Клейма эти налагались по постановлению губернского правления той губернии, где беглый был задержан, фельдшером, в присутствии чиновника полиции, уездного стряпчего и врача, на которого закон возлагал ответственность за правильное наложение клейм. Впоследствии, по настоянию медицинского совета, врачи были освобождены от участия в наложении клейм. В XVII в. клейма налагались каленым железом, а со времени Петра I — особыми штемпелями, на которых были насажены стальные иглы, образовывавшие буквы; иглы эти вонзались в тело и производили ранки, которые до 1846 г., для неизгладимости, затирались порохом, а с этого времени — особо изобретенным для того в медицинском совете составом (смесь индиго и туши). Для наложения клейм СК и СБ изобретены были в то же время особые машинки с курком и пружиной, которые вдавливали клейма в руку преступнику. К. отменено указом 17 апреля 1863 г. Государственный совет признал, что К., как полицейская мера, установленная в видах предупреждения побегов преступников и облегчения поимки их, не достигает цели, так как практика убеждает, что клейма весьма часто вытравливаются различными способами, предотвратить которые нет никакой возможности; во всяком случае, польза от этой меры, если бы даже она и оказалась целесообразной и не была жестокой, не может идти в сравнение с ужасом тех, вероятно, нередких случаев, когда человек, заклейменный вечным позором, оказывается впоследствии осужденным невинно.
Ср. Яневич-Яневский, "Об указных знаках" ("Юридические Записки", изд. П. Редкиным и К. Яневич-Яневским, т. III, СПб., 1859); Биншток, "Материалы для истории отмены телесных наказаний в России" ("Юридический Вестник", 1892 г., № 7).
А. Я.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907