Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - клейст генрих
Клейст генрих
Сжатость слога, смелость языка и яркость поэтических образов отводят драмам К. место непосредственно за драмами Шиллера. В частностях он реалистичнее Шиллера, но в целом его драмы негармоничны и субъективны. В трагедии "Фамилия Шроффенштейн", по сюжету напоминающей "Ромео и Джульетту", мастерски изображено развитие ненависти на почве роковых недоразумений, но конец драмы изобилует ужасами, доходящими до смешного; если в начале трагедии чувствуется веяние античного рока, то к концу развязки этот рок переходит в простой случай. Комедией случая и qui pro quo является "Разбитый кувшин"; ей вредит тяжелое остроумничанье на манер шекспировских шутов, но вообще она художественна, как жанровая картинка нидерландской школы. Дарование К. с особенной яркостью сказывается в трагедии "Пентезилея", сюжетом которой является несчастная любовь царицы амазонок Пентезилеи к герою Ахиллу. Влияние Шекспира парализуется здесь влиянием античных классиков; в результате появляются пластически законченные типы. Борьба героини между чувством воинской чести и страстной любовью глубоко симпатична. Необузданная натура К. не могла, однако, не испортить конца: изменив легенду (которая кончается самоубийством Пентезилеи), К. заставляет героиню затравить Ахилла собаками и отведать его крови. Это сделано во имя той страсти к жестокости, которой отличается вообще творчество романтиков. Теми же достоинствами и теми же недостатками страдает известная драма "Кэтхен из Гейльброна". Это опять драма рока, таинственных влияний, царящих над людьми; Кэтхен питает какое-то гипнотическое тяготение к своему возлюбленному. Она могла бы внушить сочувствие зрителю, как образец женского влюбленного безволия — но сам же Клейст нарушает это основное впечатление своими натуралистическими замашками (соперница Кэтхен заманивает в свои сети рыцаря фальшивыми прелестями своего туалета и железной палкой, выпрямляющей ее кривой от рождения стан). В "Битве Арминия" почти нет драматического движения и психологической правды, так как римляне являются лишь символами современных автору французов. И здесь К. по-прежнему не чужд романтических жестокостей (Туснельда, жена Арминия, затравливает на своих глазах пленного римлянина медведем). Безусловно типичен сам Арминий, патриот-идеалист, для которого его враги не более как звери, созданные для охоты за ними, а идеал германского государства есть идеал общечеловеческого братства. Наиболее выдержанная и законченная, но вместе с тем и наиболее немецкая, слишком национальная драма К. — это "Принц Гомбургский". Она полна внутреннего и внешнего движения и из всех произведений К. наиболее сценична.
Менее известны рассказы К., хотя рассказчик он превосходный. Лучшие: "Michael Kolhaas" и "Das Erdbeben in Chili". В др. рассказах К. слишком много или рассудочного, грубого натурализма ("Die Marquise von О."), или же жестоких романтических ужасов ("Die Verlobung in St. Domingo", "Die heilige C ä cilie" и т. п.); встречается и крайний мистицизм ("Der Zweikampf"). Среди лирических стихотворений К. преобладают песни патриотического содержания, в духе Кернера. Очень грациозна по античному, жизнерадостному колориту идиллия "Der Schrecken im Bade". Замечательны и политические наброски К., обнаруживающие недюжинный сатирический талант. Значительнейшие из них: "Lehrbuch der franz ö sischen Journalistik" и "Katechismus der Deutschen". Первое полное издание сочинений К. сделано в 1826 г. Тиком. Лучшее из позднейших изданий — Гемпеля. Лучшее сочинение о жизни и трудах К. — Адольфа Вильбрандта, "Heinrich von Kleist" (1863).
Вс. Чешихин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907