Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кодицилл
Кодицилл
в римском праве на первых порах письменная заметка или письмо к наследнику, которым завещатель делал видоизменения своей воли в составленном по определенной форме завещании, возлагая на добрую совесть наследника исполнение новых своих распоряжений (см. также Фидеикомисс). Не имея на первых порах юридического значения, при Августе они, однако, получают силу действительных завещательных распоряжений. Недействительные завещания со своей стороны часто начинают рассматриваться как К., так что К. постепенно обращается в завещания с облегченной формой (5 свидетелей вместо 7-ми, без печатей и без назначения наследника — необходимое условие действительности римского завещания). К. разделяются на завещательные, т. е. присоединенные к завещанию, и обращенные к наследнику по закону (ab intestato), первые разделяются снова на подтвержденные вперед в составленном уже завещании или потом в новом, и не подтвержденные, истинность которых подтверждалась позднее присягой. Кроме облегчения форм завещания и связанных с ним требований, К. содействовали в Риме ослаблению правила о том, что невозможно наследовать из двух оснований (nemo pro parte testatus pro parte intestatus decedere potest), так как, как упомянуто, могли быть обращены и к наследнику по закону. В новых законодательствах признание К. действительными вызывается потребностью облегчить составление разъясняющих завещание дополнений, ввиду того, что составление нового завещания для этой цели, требующее соблюдения определенных форм, может быть в некоторых случаях чрезвычайно затруднено по отсутствию возможности воспользоваться этими формами. Ввиду возможных злоупотреблений К., они допускаются, однако, далеко не всеми законодательствами, а теми, в которых допускаются, ограничиваются постановкой определенных условий их действительности. Таким образом, французское право совершенно не признает К. За ним следует и русское, в котором отмена и изменение завещания подчиняются тем же формам, как и составление. Другие (например саксонское) требуют непременного упоминания в завещании о К. и собственноручного написания и подписи его завещателем. Самостоятельного значения в виде завещания, подобно тому, как это имело место в Риме, современный К. не имеет. Он только post-scriptum к завещанию и ничего больше.
В. Н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907