Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - краковский ягеллоновский университет
Краковский ягеллоновский университет
один из древнейших в Европе. Король Казимир Вел. издал в 1364 г. грамоту об учреждении в Кракове высшей школы, родоначальницы нынешнего университета. Должности ректора и профессоров были выборные; университет имел свой суд; свобода от податей и повинностей и разные другие экономические льготы вполне обеспечивали материальное благосостояние учащихся; особый ростовщик, за небольшой процент, обязан был ссужать недостаточных слушателей деньгами. Доступ в высшую школу был открыт всем без различия звания и даже подданства. Университет в первое время существовал в составе трех отделений: юридического, физико-математического и свободных искусств. Богословского отделения не было, так как авиньонский папа Урбан V дал согласие на открытие университета лишь с тем условием, чтобы богословские науки были изъяты из круга преподавания. При Людовике венгерском К. университет пришел в полный упадок. При Ягелле, в 1400 г., был открыт богословский факультет. Учащихся в том же году было лишь с небольшим 200. Грамотой Ягелла университет был подчинен высшему надзору епископа краковского. Ректор стал избираться корпорацией не студентов, а профессоров, и должен был носить духовный сан; также и деканы (кроме декана медицинского факультета). Преобладающее место получил богословский факультет. В качестве единственного высшего учебного заведения в Польше, К. университет принимал живое участие во всех общественных и умственных движениях, волновавших Польшу в средние века. Факультет свободных искусств в течение полутора веков был очагом свободной мысли в Польше и привлекал слушателей даже из далекой Англии; при нем с конца XV в. существовало нечто вроде литературного общества. Около половины XVI в. стали раздаваться настойчивые голоса о необходимости реформы университета, пришедшего в упадок; в 1561 г. образована была с этой целью, но без пользы, особая комиссия. В эпоху реформации университет был защитником старозаветного католичества, требуя от поступающих присяги в верности католичеству и отречения от ереси протестантства. Конец XVI и весь XVII в. для университета протекли в мелкой и бесцветной борьбе с иезуитами, главным образом — из-за права открывать новые школы, причем университет шаг за шагом уступал поле битвы иезуитам. Еще в XVIII в. рутина среди профессоров была так велика, что они воспротивились намерению епископа краковского, Станислава Залуского, пригласить знаменитого Вольфа для преподавания математики и философии. В 1777 г. был послан на ревизию университета Коллонтай (см.), произведший целый ряд существенных реформ в системе преподавания: вместо латинского языка был введен польский, прием в университет был обусловлен получением среднего образования. В 1783 г. Коллонтай был назначен ректором; время его управления (до 1786) ознаменовано быстрым развитием университета. После 1853 г. преподавание велось на немецком языке, теперь снова ведется на польском. В нынешнем своем виде К. университет состоит из четырех факультетов: богословского, юридического, медико-хирургического и философского. Слушателей меньше тысячи (97% поляков). Богатейшая библиотека (свыше 120 тыс. томов сочинений, около 6 тыс. рукописей, около 9 тыс. медалей и монет), анатомический и физический кабинеты, астрономическая обсерватория, химическая лаборатория, ботанический сад, зоологический музей и много других вспомогательных научных учреждений.
Литература. Brandowski, "Zaloźenie universytetu krakowskiego w r. 1364 na podstawie dyplomatycznej"; Muczkowski, "Mieszkania i postępowanie uczniòw krakowskich w wiekach dawniejszych"; H. Kołłątaj, "Stan oświecenia w Polsce w ostatnich latach panowania Augusta III"; Sniadecki, "Zywot Hugona Kołłataja"; Soltykowicz, "O stanie Akademii kraköwskiej"; Lukaszewicz, "Historya szkol w Koronie etc." (т. 4).
К. X.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907