Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - крестцы места перекрещивания путей

Крестцы места перекрещивания путей

(перекрестки, распутия — διεξόδοι, συνόδοι, нем. Kreuzweg, испан. encruziada, среднев. латин. crucichium) — места перекрещивания путей; в жизни народной имеют с давних пор важное религиозное и юридическое значение. В Риме на распутьях ставились изображения Меркурия, Януса и Дианы; здесь же совершались празднества в честь Ларов, с принесением в жертву маковых и чесночных головок. У большинства древних народов, особенно в городах, на К. происходили народные сборища. В средние века на перекрестках совершались купчие и дарственные акты. Чехи представляли там в личинах тени усопших, для их успокоения. В Польше и Литве на К. обыкновенно хоронили ведьм, самоубийц и душегубцев, ставя над могилами кресты, отчего и место называлось krzyźowa droga. По русским сказаниям, богатырь завещает хоронить себя между трех дорог. Древнерусские К. служили местом разных суеверных обрядов, волхвований и чародейств. По народному поверью, от встречи ветров с четырех сторон бывает чума и всякие болезни, для избавления от которых путник должен осенять себя крестным знамением и "творить Иисусову молитву". В Костромской губ. до сих пор для избавления от лихорадки ставят на К. горшок с пирожками и поясом больного. На святках и теперь К. служат местом "гаданий и слушаний". С древних времен на Руси на перекрестках ставили кресты и даже часовни с изображением св. Параскевы Пятницы, от которой часовни назывались Пятницами. Этим иногда увековечивались достопамятные события. В самой Москве немало на К. часовен. На К. Никольском, Ильинском и Варварском в Китае-городе в торговые дни кликали бирючи, объявлялись царские указы, свозились тела безродных преступников для сбора на их погребение, сбирались нищие и калеки, производилась торговля лубочными изделиями, лекарствами, а до 1729 г. — и серебром. Никольский К., часто встречающийся в юридических актах XVII в., имел преимущественно судебно-религиозное значение, Ильинский — торговое, а также с 1685 г. был местом торговой казни; на Варварском было сходбище знахарей и лекарок. Крестцом называлась также тиунская пошлина, взимавшаяся в тиунскую поповскую избу с священнослужителей, сбиравшихся на К. (преимущественно на Ильинском) для найма к московским священникам "по многим церквам обедни служити". О злоупотреблениях таким К. подробно говорит грамота патриарху Иову 1604 г. Духовная власть часто ополчалась против этого обычая, но безуспешно. В Стоглаве читаем: "искони вечная тиунская пошлина ведется, глаголемая крестцом, не вем како уставися, кроме священных правил". Ср. "Описание Москвы" Снегирева, т. I, и его же ст. в "Московских Ведомостях" (1852 г., № 145).

В. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое крестцы места перекрещивания путей
Значение слова крестцы места перекрещивания путей
Что означает крестцы места перекрещивания путей
Толкование слова крестцы места перекрещивания путей
Определение термина крестцы места перекрещивания путей
krestcy mesta perekreschivaniya putey это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины