Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - криденер варвара юлия
Криденер варвара юлия
(или Крюднер, баронесса Kr ü dener, урожденная Фитингоф, 1764-1825) — известная проповедница мистического суеверия. Род. в Лифляндии; получила поверхностное светское образование. 18 лет вышла замуж за барона К., который был старше ее на двадцать лет и с которым она скоро разошлась, вступив в связь с французским графом Фрежвилем. Позже она то примирялась с мужем, то опять оставляла его, странствуя по Европе. Овдовев в 1802 г., она напечатала "Pens ées d'une Dame Etrangè re" (подражание "Максимам" Ла-Рошфуко), "Eliza", "Alexis", "La Cabane des Lataniers" (пасторали во вкусе Бернардена де-С.-Пьера) и, наконец, роман "Val é rie", в основу которого легли личные приключения К., сильно, впрочем, видоизмененные и подкрашенные в сентиментальном духе. Блестящий успех романа в значительной степени был создан самой К.: она платила деньги поэтам, писавшим стихи в честь ее , заказывала шляпы, цветы, ленты а la Val é rie и т. п. Вслед за этим произошло "обращение" К. И раньше она прибегала к религии, понимая ее только с эгоистической точки зрения, прося Бога об устройстве своих личных дел и служебных дел мужа. Уже в "Val é rie" она стремится поучать читателей. Окончательно она стала на новый путь после поездки в Лифляндию, в 1804 г. Этому способствовали возраст, исключавший возможность светских успехов, деревенская скука, утомление, жажда эффектов. Смерть знакомого на ее глазах произвела сильное впечатление на К. и довела ее до меланхолии, из которой она вышла на путь религиозной экзальтации. Знакомство с гернгутерами в Риге, с Юнг-Штиллингом (см.) в Карлсруэ утвердило ее в новом направлении. Она знакомится также с Оберлином, ревностным приверженцем библейского общества, и с шарлатаном-пастором Фонтэнем, эксплуатировавшим публику предсказаниями поселянки Марии Куммрин. Последняя указала К. роль апостола, избранного Богом для обращения людей на путь истинный. Свою пророческую деятельность К. открыла в Бадене, но проповедовала и во многих других местах; слава ее росла все более и более. Она предсказывала, между прочим, великие события и перевороты, имеющие совершиться в 1816 г. Предсказания эти были темны, неопределенны, легко поддавались всевозможным толкованиям, но на многих слушателей производили сильное впечатление. Некоторые из них продавали свое имущество и шли искать у подножия Арарата новых мест, где бы можно было основать царство Христово на земле. В это время произошла встреча К. с Александром I. Последний ехал из Вены, утомленный конгрессом, расстроенный бегством Наполеона с Эльбы, и остановился (4 июня 1815 г.) в Гейльбронне. Здесь он вспомнил о предсказаниях К., известных ему со слов одной из фрейлин императрицы, г-жи Стурдза — и в ту же минуту ему доложили о приходе баронессы. Случайное совпадение этих фактов, а затем и разговор с К. сильно подействовали на государя. Он пригласил ее в Париж, часто беседовал и советовался с ней. Едва ли, однако, за ней можно признать какое-либо прямое политическое влияние, кроме той общей, неопределенной мистической религиозности, которую она поддерживала и усиливала в императоре Александре (Пыпин). Не ей, а Александру I принадлежит всецело идея Священного Союза. Филантропическая деятельность К. в голодный 1816-1817 гг. сделала ее чрезвычайно популярной в южн. Германии, но правительства относились к ней враждебно и высылали ее из одного округа в другой. Ее проповедь, полная религиозной фантастики, сводилась, в сущности, к следующему: христиане должны быть соединены в одну семью, связанную именем Христа. Истинная церковь существовала только до третьего века. Гус стремился к восстановлению ее, но протестантство — это "хитрое дело сатаны", который, вместо слепой веры и самоуничижения, внушил людям большую самоуверенность и гордость. В наше время потеря истинной веры дошла до крайнего предела. Непременно должна произойти страшная битва неверия против веры; все предвещает ее и современники ее еще увидят; французская революция была к ней прологом. В 1818 г. К. приехала в Россию и долго жила в Лифляндии, проповедуя только в кругу знакомых; как только она нарушала дозволенное формами русской жизни, ей мягко напоминали об этом. В 1821 г. К., с разрешения императора, бывшего на конгрессе в Троппау, прибыла в Петербург и здесь сошлась с кн. Анной Голицыной и с кружком русских мистиков. Последовало греческое восстание; К. стала проповедовать войну за освобождение греков. Охладевший к К. император деликатно, письмом, остановил ее проповедь. Огорченная К. в конце 1821 г. возвратилась в свое лифляндское имение и стала делать над собой аскетические опыты, подорвавшие ее здоровье. Весной 1824 г. она отправилась вместе с кн. Голицыной в Крым, где и умерла. См. Ch. Eynard, "Vie de madame de К." (П. 1849); А. Н. Пыпин, "Г-жа Криденер" ("Вест. Европы", 1869, 8 и 9).
Н В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое криденер варвара юлия
Значение слова криденер варвара юлия
Что означает криденер варвара юлия
Толкование слова криденер варвара юлия
Определение термина криденер варвара юлия
kridener varvara yuliya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):