Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кутюр
Кутюр
(Тома Couture, 1815-79) — французский исторический и жанровый живописец, ученик бар. Гро и П. Делароша, получил в 1837 г. от парижской академии художеств второстепенную большую премию; исполнив несколько более или менее удачных произведений, каковы: "Молодой венецианец после оргии" (1840), "Блудный сын" (1841), "Трубадур" (1842), "Любовь к золоту" (1844) и др., К. сразу обратил на себя общее внимание в 1847 г. картиной: "Римляне времен упадка империи" (ныне в луврском музее, в Париже). Эта картина, хотя и несколько театральная по композиции и условная по экспрессии, выказала художником превосходным рисовальщиком, отличным техником и в особенности замечательным и оригинальным колористом. Она давала повод надеяться, что К. сделается главой нового колористического направления во французской живописи, и молодые художники стали толпой поступать к нему ученики. Но вскоре оказалось, что у него не было ни настоящего артистического одушевления, ни надлежащей выдержки в труде. Из всего, что вышло из-под его кисти после 1847 г., только один "Сокольничий" (1855) может быть поставлен наряду с "Римлянами времен упадка"; стенная же живопись его в церкви св. Евстафия, в Париже (эпизоды из жизни Богородицы), равно как и небольшие картины то философского, то сатирического содержания ("Заснувший судья", "Современный царь", "Адвокат", "Благородство", "Современная куртизанка" и пр.) слишком заметно претендуют на идейность, холодны, манерны и, даже в техническом отношении, несравненно более слабы, чем первые его работы. Такая остановка в развитии таланта К. зависела отчасти от его самолюбивого и заносчивого характера, мало-помалу удалившая от него почти всех товарищей и поклонников. Он умер почти совершенно забытый современниками. В музее спб. академии художеств (в Кушелевской галерее) находится небольшая картина К.: "Девочка-купальщица", относящаяся еще к хорошей поре его деятельности. Ср. J. Claretie, "Peintures et sculptures" (1 sérié, 1882); Ch. Timbal, "Noteset causeries sur l'art et les artistes" (1881); Th. Thoré, "Salon de 1847".
А. С — в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907