Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - лебрен шарль
Лебрен шарль
(Lebrun) — знаменитый французский живописец, сын скульптора, род. в Париже, 24 февраля 1619 г., учился сперва у Перрье, а потом у С.-Вуе и, будучи всего 15-ти лет от роду, обратил на себя внимание художников и любителей искусства несколькими картинами, талантливо исполненными для кардинала Ришелье. С 1642 г. Л. около 4 лет провел в Риме, занимаясь изучением антиков и совершенствуясь в живописи под руководством Н. Пуссена. По возвращении в Париж Л. исполнил несколько важных заказов, которые сразу выдвинули его вперед из среды французских художников. Главноуправляющий финансами Фуке пригласил его украсить живописью свой великолепный замок Во, назначил ему ежегодное содержание в 12000 ливров, когда кардинал Мазарини представил его королю. С этого времени Л. еще быстрее пошел в гору. Он участвовал в учреждении, в 1640 г., королевской академии живописи и скульптуры, в 1651-52 гг. был в ней профессором, в 1663 г. сделался ее пожизненным канцлером, в 1668 г. ректором и, в 1683 г., директором. Кольбер, в 1660 г., вверил ему управление гобеленовской мануфактурой, не ограничивавшейся в ту пору ковровым производством, но изготовлявшей также артистическую мебель, роскошные серебряные вещи, мозаику и деревянную инкрустацию. Труды его по этой части доставили ему благоволение Людовика XIV, который остался в особенности доволен пятью колоссальными его картинами на сюжеты из истории Александра Македонского ("Переход через Граник", "Семейство Дария в палатке Александра", "Александр и Пор", "Битва при Арбеллах" и "Торжественный въезд Александра в Вавилон"), написанными для тканья по ним ковров. Король назначил Л. жалованье 12000 ливров в год и возвел его в дворянское достоинство, вскоре после чего возложил на него главное заведывание своей коллекцией картин и рисунков, уполномочил его пополнять ее новыми произведениями и вообще осыпал его милостями. Л. получил неограниченную власть во всем, что касается до искусства, стал законодателем вкуса, раздавателем заказов, безапелляционным судьей чужих работ. Живописцы, скульпторы, декораторы, даже самые даровитые, должны были, заглушив в себе стремление к оригинальности, воспроизводить его эскизы и проекты и беспрекословно подчиняться его требованиям. В сношениях с ними он выказывал высокомерие и нередко крайний деспотизм. Но по смерти Кольбера (1683) новый главноуправляющий королевскими постройками, маркиз де-Лувуа, начал покровительствовать П. Миньяру (сопернику Л.), делая Л. затруднения на каждом шагу, нанося удары его самолюбию. Л. перестал бывать при дворе, впал в изнурительную болезнь и умер 12 февр. 1690 г. Главная черта таланта Л. — богатство фантазии, находчивость в композиции, особенно замечательная в тех случаях, когда он брался за аллегорические и мифологические сюжеты. Но колорит у него тяжел, тускл, монотонен, впадает в кирпичный тон, а рисунок, хотя вообще исправный, грешит вялостью, излишней округлостью и безжизненностью. Легкость и быстрота, с какой сочинял Л. свои картины, мешали ему глубоко вдумываться в их содержание и идти дальше внешней его передачи, а атмосфера напыщенного двора, в котором он вращался, делала его склонным к пустой парадности, к однообразному, утрированному пафосу. Тем не менее, в истории французского искусства ему принадлежит одно из самых видных мест, как характерному и всесильному в свое время выразителю эпохи короля-солнца. В луврской галерее, в Париже, сверх вышеупомянутых пяти сцен из истории Александра Македонского, находятся еще 16 картин Л., в числе которых лучшими могут считаться "Поклонение пастырей", "Св. Семейство" (так наз. Benedicite), "Вход в Иерусалим", "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие" (Le Crucifix aux anges), "Мучение св. Стефана" и "Кающаяся Мария Магдалина". Из прочих его работ важнейшие: живопись залы Аполлона, в луврском музее, стенные картины в большой галерее версальского дворца, изображающие эпизоды царствования Людовика XIV, с принятия им правления в собственные руки и до нимвегенского мира, и несколько плафонов в том же дворце. В Имп. Эрмитаже, в СПб., имеются две картины, писаные Л. в юности: "Спаситель в Гефсиманском саду" и "Распятие". Многие из его произведений гравированы Ж. Одраном, Эделинком, Тардье, Нантейлем, Леклерком и другими выдающимися мастерами. Он сам упражнялся в гравировании и произвел семь офортов ("Карл Борромей", "Младенец-Христос, коленопреклоненный на кресте", "Младенец-Иоанн Креститель" и четыре аллегории "Времен дня"). Им изданы три сочинения по части искусства: "Conférences sur l'expréssion de différents caractères des passions" (1667); "Traité de la phisionomie, ou sur les rapport de la phisionomie de l'homme avec celle des animaux" и "Livre sur peinture ur ceux qui commencent" и несколько речей, произнесенных в торжественных собраниях пар. акад. худ. Cp.Jouin, "Ch. L. et les arts sous Louis XVI" (П. 1889).
A. С — в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907