Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - лихтенштейн князья
Лихтенштейн князья
(Liechtenstein): 1) кн. Альфред, австрийский политический деятель. Род. в 1842 г. Служил в армии, участвовал в походе 1864 г. в Шлезвиг-Голштинию и в войне 1866 г. С 1873 г. стоит во главе клерикального движения в Штирии, в которой находятся его громадные поместья. С 1873 г. он состоит членом штирийского ландтага, по избранию одной из сельских общин. В 1879 г. избран в рейхсрат, где примкнул к партии права, душой которой был тогда его брат Алоизий. Выступал особенно охотно по вопросам народного просвещения, постоянно отстаивая конфессиональную школу и борясь против школы светской. В 1881 г. Л. вышел из партии права и вместе с братом основал особый клуб Лихтенштейна, имевший чисто клерикальный характер. В 1887 г. он унаследовал после отца титул князя и место наследственного члена палаты господ. 2) Алоизий, принц Л., брат предыдущего. Род. в 1846 г., сперва служил в армии, потом занимал различные должности в посольствах. В 1875 г. выпустил в свет брошюру "Ueber Interessenvertretung im Staate", в которой определял либерализм как "заблуждение нашего времени". В 1878 г. избран в курии зальцбургского крупного землевладения в рейхсрат; в 1879 г. избран вновь в одном из штирийских сельских округов. Сначала Л. принадлежал к партии права, в которой очень скоро занял весьма влиятельное положение. В 1881 г. он вместе с братом Альфредом основал особый клуб Л. В 1888 г. он внес в рейхсрат школьный законопроект, проектировавший замену нынешней светской школы школой конфессиональной. Этот проект в течение более чем двух лет был главным объектом политической борьбы. В одной из своих речей в рейхсрате по поводу этого проекта Л. сказал: "какова бы ни была теперь судьба нашего проекта, будьте уверены, что мы не успокоимся пока не дадим народу, пославшему нас сюда, того, что является его священным правом". В 1889 г. клуб Л. распался. Л. некоторое время был вне партий. На выборах 1891 г. он заявил своим избирателям, что не намерен более отстаивать своего проекта. По вопросам социальным Л. был сторонником некоторого (незначительного) улучшения фабричного законодательства. Везде, где только можно, он отстаивает интересы землевладения против интересов промышленности. По вопросам политическим он сторонник аристократической автономии национальностей. В 1891 г. Л. избран в рейхсрат в городской курии Вены. С 1891 г. он является одним из наиболее видных деятелей австрийского антисемитизма и входит в партию христианских социалистов (Луэгера), делаясь в ней самым влиятельным человеком после самого Луэгера. Во время избирательной агитации он ездил по городам нижней Австрии и каждый день говорил по несколько речей как в элегантных ресторанах, так и в кабачках самого демократического характера. Хотя по общему направлению он остался клерикалом, но отношения его к клерикальной партии сделались с этого времени более холодными. На Линцском католикентаге 1892 г. он объявил, что "обе фракции в клерикальном лагере образуют два корпуса единой армии, которые могут в случае мобилизации сражаться под одной командой; клерикализм более подходит для деревень, христианский социализм — для городов; но христианские социалисты не позволяют смотреть на них, как на католиков второго сорта". Низшее духовенство приветствовало эту речь Л. бурным одобрением, но высшее духовенство увидело в ней попытку передать руководительство политической борьбой в светские руки. И действительно, политическое значение епископов несколько пошатнулось, так как низшее духовенство, массами присоединяясь к христианской социалистической партии, почувствовало себя более самостоятельным. В 1897 и 1900 гг. Л. переизбран в рейхсрат в том же округе.
В. В—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907