Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - майский праздник
Майский праздник
Празднование в честь возрождающейся природы, коренящееся в древнеязыческих воззрениях, у западноевропейских, преимущественно германских народов приурочено к началу мая. Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Обыкновенно М. праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь (см.). С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы. По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, назыв. майским королем и королевой (граф и графиня), с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Ср. Pabst, "Die Volksfeste der Maigrafen" (Ревель, 1864); Manhardt, "Wald— und Feldkulte" (Б., 1875). Русский народ не приурочивает встречи весны к началу мая (ср. Весна, Семик). Гулянье 1 мая в Москве, в Сокольницкой роще, есть явление позднейшее; в простонародье оно известно под именем "немецких станов", чем подтверждается предание о том, что когда-то здесь были поселены заезжие немцы, которые установили и гулянье. В XVIII ст. М. праздники справлялись в наших духовных и светских училищах, куда они через Киевскую академию проникли из Литвы и Польши; там школьные М. праздники назыв. Maiowki, reckreacie majowe. В Киеве в "рекреационный день", т. е. 1 мая, школьники выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица; ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали "комедии", которые сочинялись учителями поэзии, и произносили "диалоги", которые составлялись учителями философии и риторики. В Петербурге, до 50-х годов, было в большой моде гулянье 1 мая в Екатерингофе. М. праздник как "всемирный праздник рабочих", справляемый ежегодно 1 мая, возник вследствие постановления международного конгресса рабочих (марксистов), собравшегося в Париже в июле 1889 г., как манифестация в пользу установления восьмичасового рабочего дня. Уже подготовления к первому М. празднику в 1890 г. вызвали разлад среди рабочих (в Германии социал-демократы рейхстага признали празднование 1 мая для своих единомышленников необязательным); с другой стороны агитация, в видах прекращения работ на 1 мая, побудила работодателей в различных странах, особенно в Германии, сплотиться теснее. В 1890 г. первое мая прошло сравнительно спокойно, работы нигде почти не были приостановлены, и только в немногих местах произошли более серьезные столкновения между рабочими и полицейскими властями. В 1891 г. в большинстве западноевропейских государств М. праздник был руководителями рабочих отложен на воскресенье, следующее за 1 мая; тем не менее в этом году он послужил поводом к крупной стачке горнорабочих в Бельгии, к яркой анархистской демонстрации в Риме и к кровавому столкновению между горнорабочими и войсками в Фурми (во Франции). В следующие годы "всемирный праздник рабочих" ограничивался или вечерними празднествами, или процессиями и митингами (в некоторых местах весьма многолюдными) в воскресенье, следующее за первым мая. Более серьезные столкновения с полицией имели место в Вене в 1896 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.