Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - миро
Миро
I
(древнегреческое τό μύρον — сам собой вытекающий сок из растений, благовонная мазь, всякое благовоние) — название вещества, употребляемого христианской церковью в таинстве миропомазания. Сначала таким веществом было одно чистое растительное масло. Не ранее как с VI в. на Востоке к маслу стали примешивать бальзамы и ароматические вещества. Такой же состав М. существует и на Западе, неизвестно с какого времени. В XVI в. испанцы привезли в Европу из Индии новый, особенно ароматичный бальзам, который папы Павел III и Пий IV разрешили примешивать к елею (деревянному и вообще растительному маслу) вместо ароматического бальзама палестинского, для составления М. В 1726 г. в России в состав М. входили 27 веществ (см. "Описание синодального архива", т. VI, составленное профессором Н. И. Барсовым, СПб., 1883). Ныне в состав М. входят, кроме оливкового масла и белого виноградного вина, как частей основных, ладаны: росный, простой — белый и черный, стиракса, мастика, сандарак, цветы розы, трава базилика, корни ирный, имбирный, фиалковый-белый, калганный, кардамонный, масла: мускатное — густое и жидкое, лигнирадийное, богородской травы, бергамотовое, гвоздичное, розовое, коричное, фиалковое, лимонное, лавендуловое, померанцевое, майорановое, бальзам перувианский и терпентин венецианский, всего 31 составная часть (см. архиепископ Савва, "Указатель для обозрения патриаршей ризницы", М. 1858). У католиков миро составляется из двух частей — елея и перувианского бальзама.
Н. Б — в.
II
(Μυρώ) — греческая поэтесса из Византии, жена филолога Андромаха и мать трагика Гомера, жила в III в. до Р. Х.; с ее именем сохранились эпиграммы в греческой антологии и отрывок из эпопеи "Μνημοσύνη". M. в каноне александрийцев ставится рядом с Эринной и Праксиллой.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907