Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - митра древнеиндийское божество
Митра древнеиндийское божество
(Mitra) — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу-предку индийцев и иранцев. Веды (см.) представляют М. постоянным спутником верховного бога Варуны (см.), стоящего во главе семи великих богов Адитиев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — М., как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью; но вообще первоначальный солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Мифре (см.) световое божество. Как бог солнца М. уступил свое место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света — правды и добродетели. Однако следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне — темноцветное. Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов Адитиев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов — громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитиев, Варуна, близко напоминает иранского Агурамазду; спутник Варуны — М. соответствует иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитиев, Арьямана, имеет тоже значение друга, и проч. Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания.
См. H. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берлин, 1894, стр. 185 и сл.); Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 53 5).
Вс. M.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое митра древнеиндийское божество
Значение слова митра древнеиндийское божество
Что означает митра древнеиндийское божество
Толкование слова митра древнеиндийское божество
Определение термина митра древнеиндийское божество
mitra drevneindiyskoe bozhestvo это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):