Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - музыка военная
Музыка военная
была в употреблении еще у древних народов: египтян, евреев, греков, римлян, германцев, славян, и всегда имела значение средства воодушевления во время боя. Кроме того, еще с древности музыкальные инструменты стали употребляться для подачи сигналов (см.), взамен командных слов и рассылки приказаний. В средние века М. при войсках почти вовсе вывелась, так как средневековая конница, покрытая латами, при своем движении производила такой шум, который заглушал всякие инструменты. Вновь появилась военная М. с конца XV века. В новейшее время, с изменением способов ведения боя, М. в бою утратила в известной мере свое прежнее значение, и музыканты все чаще и чаще обращаются на поле сражения в санитаров; зато увеличилось значение сигналов, подаваемых на музыкальных инструментах. В России хоры военной М. полагаются при каждом пехотном и кавалерийском полку и при некоторых других отдельных частях войск, барабанщики же и горнисты (в кавалерии — трубачи), для подачи сигналов — при всех военных командах. Хоры комплектуются частью из нижних чинов, состоящих на срочной службе, частью по вольному найму, а в гвардии — также воспитанниками школ солдатских детей.
К.-К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907