Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - обида личная уголовное право

Обида личная уголовное право

или О. в узком смысле в уголовном праве, есть вид оскорбления чести, отличающийся от клеветы и диффамации (см. ) тем, что он предполагает оскорбление путем непосредственного обращения (или обхождения). В римском праве понятие чести или достоинства (existimatio) служило выражением идеи полноправности римского гражданина. Отсюда вытекало отрицание existimatio в отношении рабов, иноземцев и лишенных гражданства, а с другой стороны — взгляд на О. как на деяние частноправовое и назначение за нее лишь денежной пени в пользу потерпевшего. Древнегерманское право, напротив, смотрело на честь как на выражение нравственного значения личности, сообразно принадлежности данного лица к тому или иному социальному классу. Следствием такого взгляда было стремление расширять понятие О., отнесением к этой области случаев насилия и легких телесных повреждений, и назначение за О. наказаний, имеющих публичный характер. Из современных европейских законодательств всего ближе стоит к системе римского права английское, предоставляющее обиженному, при словесных О., обращаться с иском в гражданский суд; все остальные преследуют всякого рода О. только в уголовном порядке и всегда облагают уголовными наказаниями — или ими одними (кодексы французский, бельгийский, итальянский, голландский и венгерский), или вместе с уплатой известной денежной суммы в пользу потерпевшего (германский и проект австрийского); но эта уплата, по толкованию немецких криминалистов, не служит возмездием за нанесенное оскорбление, а является особой формой вознаграждения за вред. В русском древнем праве наказание за О. имело исключительно характер частного вознаграждения, в форме присуждения бесчестья. Позднее, наряду с определениями о личных О., получили развитие постановления о посягательствах на родовую честь, и эти посягательства, во времена местничества считавшиеся высшей формой оскорбления, влекли за собой уголовное наказание. Уложение 1649 г. исходной точкой в отношении О. приняло принцип служилого достоинства, за всякое умаление которого назначалась уплата бесчестья, причем размер бесчестья определялся не тяжестью О., а служилым или общественным положением обиженного и обидчика. Законодательство Петра Великого заимствовало из немецкого права разделение О. на категории и систему наказаний за них, ввело испрошение прощения и наказание по принципу тальона (см.). Но эти постановления не изменили постановлений Уложения 1649 г. о бесчестье, а лишь дополнили их. Таким образом создалась двойственная система ответственности за О., сохранившаяся в манифесте о поединках 1787 г. и затем перешедшая в свод законов (см. выше). Составители Уложения 1845 г. в основу определений об О. положили начало уголовной наказуемости всякого рода О., но сохранили в то же время уплату бесчестья, если того потребует обиженный, причем ему предоставлялось или, не возбуждая уголовного иска, предъявить один гражданский иск о бесчестье, или требовать и уголовного наказания, и присуждения бесчестья. Совместное применение уголовного и гражданского взысканий устранено Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями: по действующему закону потерпевшему предоставляется лишь выбор между ними. Проект уголовного уложения присуждение бесчестья за О. вовсе устраняет. По современному правовоззрению, в основе понятия чести лежит идея нравственной личности и ее достоинства. Отсюда следует, что объектом обиды может быть каждый человек, не различая ни пола, ни возраста, ни общественного положения, и не исключая лишенных прав по суду. Некоторое разногласие в литературе возбуждают случаи оскорбления малолетних, сумасшедших, умерших и юридических лиц. Малолетний несомненно может быть объектом О., но если он находится в таком возрасте, что неспособен понимать свойство О., то право возбуждения преследования переносится на его родителей и лиц, их заменяющих, так как О. малолетнего есть оскорбление семьи, к которой он принадлежит (ст. 18 миров. уст.). На том же основании разрешается вопрос об оскорблении умалишенных. Вопрос об оскорблении умерших сводится, собственно говоря, к другому вопросу: можно ли признавать О. подлежащей преследованию со стороны близких к умершему лиц, как оскорбление его памяти? Римское право отвечало на вопрос утвердительно; в том же смысле разрешает его и большинство современных кодексов, а также русский проект уголовного уложения, определяющий О. как обхождение или отзыв, позорящие самого обиженного или члена его семьи, хотя бы умершего. Относительно оскорбления юридических лиц в литературе высказываются два прямо противоположных взгляда: меньшинство допускает, большинство отрицает возможность такого оскорбления. Кодексы, большей частью, устанавливают особые правила, определяющие объем и условия наказуемости подобных О., относя эти правила не только к юридическим лицам, но также и к фактическим единениям людей, не имеющим юридического характера. Той же системы держится и наш проект уголовного уложения. Действующее уложение (ст. 1039 и 1040) признает оскорбление юридических лиц (обществ. установлений) только путем печати. Субъектом О., как и объектом, может быть всякое лицо, удовлетворяющее условиям вменения. По русскому законодательству не могут быть субъектами О.: родители в отношении детей (168 ст. т. Х ч. I) и один супруг в отношении другого, если О. не имела характера самоуправства. Сенатская практика установила, что противозаконность оскорбительного действия, в известных случаях, устраняется наличностью дисциплинарной власти; например (реш. 1871 г. № 177 по делу Рубинштейна), не составляет оскорбления внушение, сделанное учителем ученице, хотя бы возвышенным голосом и с приказанием выйти вон. Идея чести заключает в себе два момента: субъективный, коренящийся в сознании лицом своего человеческого достоинства, и объективный, коренящийся в признании достоинства лица со стороны других. Это признание, с общеправовой точки зрения, должно выражаться в воздержании от поступков, отрицающих достоинство другого, отсюда следует, что преступное действие в О. — унизительное обхождение, т. е. умышленное, с целью нанести О., выражение презрения или пренебрежения. Так как О. есть обхождение, то несделание, например, поклона или неотдача визита между частными лицами наказуемой обидой почитаемо быть не может; равным образом устраняется наказуемость заочных О., кроме случаев, когда оскорбительный отзыв обращается к лицу, близкому к оскорбляемому: оскорбление отца, матери, жены есть вместе с тем оскорбление сына или мужа. Обязанность соблюдения общепринятых правил обхождения сама собой падает в отношении лица, нарушившего эти правила; отсюда принцип ненаказуемости О. в случае их взаимности, ограничиваемый принципом наказуемости обиды более тяжкой (ст. 138 миров, уст. и примеч. к ст. 1534 улож. о нак.).

Виды О. По способу действия, О. разделяются на: 1) О. словом и на письме, 2) О. действием и 3) О. путем печати (см. Диффамация). О. символическая может быть относима и к О. словом, и к О. действием. В кассационной практике установилось такое разграничение (реш. сената 1877 г., № 67): действия, которые выражают мысль о посягательстве на телесную неприкосновенность (например угроза кулаком), составляют О. второго рода, а если действие заменяет собою словесное выражение презрения или пренебрежения (например показывание языка), то деяние должно быть признаваемо обидой словесной. Формы обиды вообще крайне разнообразны и не поддаются перечислению. Главный признак, отличающий О. действием от насилия, состоит в том, что телесное посягательство направляется не на причинение боли или страданий, а на унижение личности. По тяжести наказания и, в связи с этим, по порядку возбуждения преследования, О. разделяются на простые и квалифицированные. О. простые преследуются в порядке частного обвинения и обыкновенно облагаются низшими наказаниями — арестом и денежными взысканиями. См. Оскорбление Величества, органов власти, военного караула и часового и Оскорбление по военно-уголовным законам.

Ср. Экштейн, "Честь в философии и в праве" ("Юрид. библиотека", № 1); Binding, "Die Ehre und ihre Verleizbarkeit".

K.-K.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое обида личная уголовное право
Значение слова обида личная уголовное право
Что означает обида личная уголовное право
Толкование слова обида личная уголовное право
Определение термина обида личная уголовное право
obida lichnaya ugolovnoe pravo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины