Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - оболенский леонид егорович
Оболенский леонид егорович
В журналах О. беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов. Сам О., по-видимому, склонен считать свои философские статьи самой важной частью своего литературного формуляра. По мнению О., этика воздвигается на психологической основе. Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля. Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности. Кроме того, есть еще альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими. Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас. Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого. Многочисленные философские статьи О., появившиеся до 1890 г. включительно, перечислены в приложении к русскому переводу "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 гг. они отмечались в библиографических перечнях журнала "Вопросы философии", в 1893 и 1894 гг. — в "Философском Ежегоднике" за эти годы.
Я Колубовский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907