или Улисс (Όδυσσεύς, Ulixes, Ulyxes, Ullyses) — любимый
герой древнегреческого эпоса, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака,
Зама,
Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним из славных патриархальных царей
древности. Прежде
чем отправиться на троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов
лук; на Тафе он получил от Анхиала для стрел яду, приобретя, таким образом,
оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом. Едва родился у него первенец,
Телемах,
как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить
О. принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать
лет удастся ему вернуться из похода, О. отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о
доме другу своему Ментору, сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О., вместе с Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил
отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили
собрания и творился суд, на которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей; заключил
перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве, отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага, хитрость и сообразительность;
так, ночью он прокрался в троянский
лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из богинь ему сопутствует всюду
Афина, сохраняющая его
во всех опасностях. По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного коня,
один из первых вышел из коня в
город и подал сигнал к кровопролитию, убив третьего супруга Елены,
Деифоба. После разрушения Трои, О. с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он отплыл один, со своими 12 кораблями.
Бури долго носили его по морю, заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов, лотофагов, киклопов, Эола, лэстригонов, остров Ээю, где жила волшебница
Кирка (Цирцея), остров Сирен, спускался в подземное царство; миновав Сциллу и Харибду и остров Тринакрию, он попал на остров Огигию, где
нимфа Калипсо держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на обломке корабля, к феакам и только на 20-й
год достиг своего родного
острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце
до 100 знатных юношей, которые, считая О. умершим, неотступно просили руки жены его Пенелопы, расточая
имущество отсутствующего господина. Переодевшись нищим, О. пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести,
они пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается древнейшая
легенда об О., насколько
она известна из двух греческих
эпопей — Илиады и Одиссеи.
Позднейшие сказания являются распространениями древнейшей легенды, причем основной характер героя был дополнен новыми чертами. О. Гомера представлен умным, красноречивым, ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; О. позднейших мифографов — трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала основную черту его характера — коварство — с происхождением от Сизифа, который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюда О. имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед прибыл в Итаку за О., последний притворился сумасшедшим — его нашли пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли О. сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха, увидев сына в опасности, О. бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это впоследствии О. отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего Паламед поплатился жизнью. На острове Скиросе О. открыл Ахилла, скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда. Когда греческое войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости О. была привезена в Авлиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде. Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, О. убил собственный его сын Телегон.
Н О-кий.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907