Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - опиц мартин
Опиц мартин
(Opitz) — немецкий поэт (1597—1639), родом из Силезии. Двадцати лет от роду выступил с небольшим трактатом: "Aristarchus sive de contemptu linguae teutonicae", в котором защищал право родного языка на литературную жизнь и доказывал, что немецкий язык не менее франц. или итальянского способен создать новую литературу, по великим образцам классической древности. В 1619 г. О. примкнул в Гейдельберге к кружку молодых поэтов, группировавшихся вокруг Цинкгрефа и стремившихся к созданию национальной поэзии. В 1620 г. кружок этот, вследствие военных событий, рассеялся, и О. бежал в Голландию, где приобрел расположение Даниила Гейнзиуса, оду которого на рождение Христа он перевел еще в Гейдельберге. В 1622 г., по приглашению князя семиградского Бетлена Габора, О. сделался преподавателем философии и изящных искусств в высшей школе Вейсенбурга. Здесь он написал описательно-дидактическую поэму: "Zlatna (название живописного поселка в Семиградии) oder von Ruhe des Gemüts" и начал обширный, но оставшийся неоконченным труд о древностях Дании ("Dacia antiqua"). Тоска по родине побудила его вернуться в Силезию (1623); он поступил на службу к герцогу лигниц-бригскому. В 1625 г. О. посетил Вену, где преподнес императору Фердинанду II оду на смерть эрцгерцога Карла, за что император собственноручно короновал его поэтическим венком, а в 1628 г. возвел его в дворянство, под именем Опица фон-Боберфельда. В 1629 г. так наз. "плодоносное общество", учрежденное в Веймаре для очищения нем. яз. и первоначально относившееся неприязненно к стремлениям О., избрало его своим членом, присвоив ему прозвище "увенчанного". В 1626 г. О., будучи протестантом, поступил секретарем к графу Карлу-Ганнибалу фон-Дона, прославившемуся жестокими преследованиями протестантов; по его поручению, О.
перевел полемическое сочинение иезуита Бекануса против протестантов (1631). Служба при графе доставила О. возможность посетить, в 1630 г., Париж, где он познакомился с Гуго Гроцием, трактат которого об истине христианства перевел на немецкий язык, в стихах. В 1634 г. О. поселился в Данциге. За оду в честь польского короля Владислава IV назначен был королевским секретарем и историографом Польши; приступил к изучению сарматских древностей, но в то же время много занимался древненемецкой поэзией и издал с латинскими примечаниями "Песнь о св. Анноне" (Данциг, 1639), оригинал которой затерян. Значение О. в истории нем. литературы покоится не на его поэтических произведениях, а на установленных им теоретических правилах пиитики, приведших к реформе нем. метрики и к усвоению в Германии поэтического стиля возрождения. Его "Книга о немецкой поэтике" ("Buch von der deutschen Poeterey", Бресл., 1624; нов. изд. Галле, 1876), в сущности представляющая собой лишь переложение лат. пиитики Скалигера (1561), с прибавкой кое-чего из Ронсара и Гейнзиуса, явилась выражением давно уже назревшей системы и послужила главным учебником для последующего времени. Главнейшая заслуга О. заключается в том, что он положил конец силлабическим стихам XVI в., в которых метрический акцент мог падать на слог без ударения, и установил на твердых началах новую метрику, сущность которой сводится к тому, что ударяемый слог считается за долгий (стихосложение тоническое). Вместе с тем О. стремился перенести в нем. поэзию ту поэтическую технику, которой держались гуманисты на лат.языке. Он старался возвысить язык поэзии над обыденной речью, умножить поэтические прилагательные, ввести сравнения, благозвучные сложные слова, найти подходящее применение античной мифологии и другой учености, заимствовать у древних риторические фигуры и др. поэтические средства. Подобно нашему Ломоносову, О. устанавливал для каждого вида поэзии особый стиль.
Существо отдельных видов поэзии он определял самым внешним образом; так, эпос, по его словам, отличается обширностью, трагедия трактует о королевской воле, убийстве, отчаянии, пожарах и т. п. Хотя во введении поэтического стиля возрождения О. имел предшественником более талантливого Веккерлина (см.), а после него явился целый ряд пиитик, лучше отделанных, тем не менее с именем О. до эпохи Фридриха Великого связывалось в Германии не только улучшение метрики, но и начало новой литературной эпохи. В течение столетия поэзия О. считалась в Германии непревзойденным образцом. Никогда, замечает Шефер, поэт со столь малым правом не достигал видного положения в истории литературы, как О. Он имел небольшой талант, пригодный для легкой поэзии; ему удавалась общественная песнь, до известной степени и песнь религиозная, но, в качестве теоретика, он брался за торжественные оды, трагедии и обширные поэмы — и в результате получались посредственные произведения, написанные плавными стихами и чистым языком, но чуждые всякого вдохновения. Его "Пастораль о нимфе Герцинии" ("Schäfferey von der Nymphe Hercinie", 1630) — скучная прозаическая идиллия, сводящаяся к лести покровителям. Его описательные поэмы, из которых наиболее удачной считается "Vesuvius", часто прозаичны. "Утешительные песни в превратностях войны" ("Trostgedichte in Widerwärtigkeit des Kriegs") наряду с ярким изображением ужасов, разразившихся над Германией, и с сильными выходками против религиозных насилий, представляют нескончаемые рассуждения, свидетельствующие о душевной сухости поэта. О. может считаться типическим представителем нем. поэтов XVII в., с их низкопоклонством перед сильными мира и жаждой внешних отличий. О. — автор первой нем. оперы: его "Daphne", представляющая свободную переделку Дафнэ Ринуччини, была дана на сцене в Торгау в 1627 г. (музыка Шютца). Собрания соч. О. были трижды изданы при жизни его; 4-е издание, подготовленное еще самим О., вышло в Данциге в 1641 г. Издание, вышедшее в Бреславле в 1690 г., неполно и весьма неудовлетворительно. Критическое издание соч. О., предпринятое Бодмером и Брейтингером (Цюрих, 1745), осталось неоконченным, не выдержав конкуренции с менее удовлетворительным изданием Триллера (Франкф., 1746). Избранные стихотворения О. изд. Титтманн (Лпц.
, 1869) и Эстерли (в Kürschners's "Deutsche Nationallitteratur", т. 27). Памятник О., работы Михаэлиса, поставлен в Бунцлау в 1877 г. Ср. Gottsched, "Lobrede auf О." (Лпц., 1839); Palm, "Beiträge zur Geschichte der deutschen Litteratur des XVI und XVII Jahrh." (Бресл., 1877); Borinski, "Die Kunstlehre der Renaissance in Opitzens Buch der deutschen Poeterei" (Мюнх., 1883); соч. о том же Fritsch'a (Галле, 1884) и Berghöffer'a (Франкф. на Майне, 1888). "Aristarchus" и пиитику О., с обширным введением, изд. Witkowski (Лпц., 1888). Этюд о влиянии на О. голландцев, особенно Гейнзиуса, написал Muth (Лпц., 1877).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.