Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ораторское искусство
Ораторское искусство
или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet, ut probet, ut delectet, ut flectat — Цицерон, "De Oratore"). По целям своим, О. речь может служить интересам государства (политическое красноречие), обвинению или защите (судебное красноречие), религии (духовное или церковное красноречие): это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли О. искусства. Кроме того, различают еще военное красноречие (см.), похвальные речи (панегирики, см.), школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды О. искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в О. искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности составилось убеждение, что О. искусство не составляет врожденного таланта (погов. fiunt oratores, nascuntur pœtæ). Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Делится речь на следующие части: приступ, объясняющий повод или причину речи и долженствующий привлечь внимание слушателей; предложение, излагающее главное содержание речи; разделение, указывающее на главные фазисы развития мысли; повествование, дающее обстоятельства дела; доводы, имеющие целью убеждение слушателей; патетическая часть, которая должна была тронуть сердце слушателей, и, наконец, заключение. Смотря по слушателям или по характеру говорящего может разнообразиться самый стиль речи, причем различаются: стиль низкий или дружеский (фамильярный), возвышенный или патетический и средний. В О. речи часто пользуются поэтическим языком, с его тропами и фигурами. Ср. вообще по теории О. искусства: Ernesti, "Initia rhetorica" (Лпц., 1750 и чаще); Blair, "Lectures on rhetoric and belles lettres" (1783); Maas, "Grundriss der allgemeinen und besonderen reinen Rhetorik" (Лпц., 1835); Schott, "Theorie der Beredsamkeit" (Лпц., 1828—49): Falkmann "Praktische Rhetorik" (Ганнов., 1835—30); Ortloff, "Lehrbuch der gerichtlichen Redekunst" (Нейв., 1886—87); Глаголев, "De methodo inveniendi, disponendi et enuntiandi" (M., 1823; маг. дисс.); H. Токарев, "Об искусстве красноречия" ("Период. сочин. о успех. Народ. просв.", № 25); M. Сперанский, "Правила высшего красноречия" (1844); К. Фойт, "Истинное содержание Риторики" ("Журн. Мин. Нар. Просв.". 1856, 3 и там же, 7, статья В. Стоюнина). История О. искусства начинается с Греции, так как о красноречии древних народов Востока не имеется данных. И в Греции далеко не везде имелась почва для развития О. искусства: лишь в одной Аттике условия жизни и свободный образ управления вызвали появление ряда недюжинных ораторов, особенно с V в. до Р. Хр., когда конституция Афин окончательно приняла демократический характер. К этому времени относится деятельность Перикла, влияние которого главным образом зависело от его красноречия; Фукидид, в вольном пересказе, сохранил нам образчики его речей. Блестящим временем О. искусства в Греции было время с конца V до конца IV в., когда действовали знаменитые десять ораторов (см. Греческая литература), в том числе величайший оратор древности, Демосфен (см.). К О. искусству у греков рано стал примешиваться ремесленный характер; судебные речи писались на заказ для не умевших или не желавших сочинять их; к опытным ораторам стали поступать на обучение новички, писавшие речи на заданные темы. Впоследствии были основаны даже ораторские школы — в Афинах, позже в Родосе и др. местах. Из этих школ О. искусство было перенесено и в Рим. Не раньше сближения с Грецией, особенно со II в. до Р. Хр., стали появляться римские ораторы, среди которых выдались суровый Катон Цензор, Сципион и Гракхи. Следующий век завершил расцвет римского красноречия, давшего в особенности превосходные образцы судебного красноречия в защитительных и обвинительных речах по политическим процессам. Гортензий, прекрасный импровизатор речей, введший в них азиатскую пышность, и М. Туллий Цицерон, один из величайших ораторов мира, отмечают собой высшую точку римского О. искусства. В период римской империи для ораторов прежнего типа, если не считать панегиристов, не остается места; возникает новое красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обходившие все страны; таким оратором явился прежде всех ап. Павел, выступавший и в Афинах, и в Риме. Расцвет духовного красноречия в IV в. по Р. Хр. знаменуется деятельностью Иоанна Златоуста. В средние века и эта отрасль красноречия подвергается порче; наряду с немногими вдохновенными ораторами (Франциск, Фома Аквинский, Абеляр, Бернард Клервоский, Бертольд Регенсбургский) выступают проповедники, говорящие грубо, неизящно, на неудобопонятной смеси народного языка с латинским. Реформация внесла живую струю и в красноречие; громадным ораторским талантом отличались Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и многие другие деятели реформатской эпохи. В XVII в. выдаются французские католические проповедники — Боссюэт, Массильон, Бурдалу и др. Для политического красноречия цветущая пора начинается в Англии еще в XVII в., во Франции — в конце XVIII ст., в эпоху великой революции, в Германии — со времени введения южно-германских конституций и в особенности с 1848 г. Наиболее выдающихся судебных ораторов дала Франция. В России О. искусство не имело возможности развиться всесторонне: для политического красноречия не представляет простора форма правления, а судебное получило возможность применения лишь в самое последнее время, после судебной реформы. Издавна процветало у нас только духовное красноречие. См. Политическое, Судебное, Церковное красноречие.
А. М. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907