Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - отче наш
Отче наш
(лат. Pater noster) — молитва Господня, принятая христианской церковью из уст Самого Господа Иисуса Христа, Который по Матфею (см.) преподал ее в Своей нагорной проповеди (см.), а по Луке (см.) научил ей учеников Своих по просьбе последних. В св. Евангелии Луки она изложена в сокращенном виде. При всей своей краткости, молитва Господня обнимает все роды молитвы. Она разделяется на воззвание ("Отче наш, иже еси на небесех"), семь прошений, и славословие. Последнее в Евангелии гласит: "Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь" (Матф. VI, 13). Церковь внесла в состав славословия дополнительные слова, повелев произносить ее при общественном богослужении так: "Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Св.
Духа", дабы молящиеся, устами предстоятеля, относили молитву Господню не к одному первому Лицу Св. Троицы, а ко всем трем. Молитва Господня со времен апостольских употребляется в богослужении общественном и частном; издревле она занимает место в литургии верных после освящения св. Даров. В Постановлениях апостольских предписывается каждому говорить ее, кроме общественного богослужения, три раза ежедневно.
Тертуллиан писал, что не только в установленные часы богослужения, но и перед трапезою должно верным повторять молитву Господню. Св. Златоуст называет ее молитвою верных, так как в древности право употреблять эту молитву предоставляемо было одним лишь верным, т. е. крещенным. Оглашенным же не дозволялось обращаться с этой молитвой к Богу, главным образом, потому, что слова: "хлеб наш насущный даждь нам днесь" — отцы церкви объясняют не буквально только о простом хлебе, но и таинственно — о хлебе евхаристии, т. е. о таинстве Тела Христова, от которого вкушают только верные. Капитулярии Карла Вел. предписывали, чтобы каждый христианин знал Отче наш наизусть.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.