Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - овампо или овамбо
Овампо или овамбо
(Ovambo) — народ племени Банту, в немецких владениях юго-западной Африки; занимает треугольник, ограниченный Кунене, Окавампо и 19° южной широты. Всех О. около 120000 человек, на 140700 кв. км. Они распадаются на 11 политически отдельных, но антропологически и этнографически очень близких между собою народцев. О. шоколадного цвета, узки в плечах и не мускулисты; лицо овальное, низкий лоб, скулы выдающиеся; редкая растительность на лице. Привыкнув к деспотическому правлению, они покорны народам, выше их стоящим, но горды и деспотичны с побежденными. Красть у них не считается зазорным, хотя пойманного на воровстве наказывают. В половых сношениях они стоят выше своих соседей. Чрезвычайно вежливы между собой и к иностранцам. Одежда мужчин состоит из кожаных поясов — фартуков, и сандалий. Постоянные их спутники — трубки, нюхательный табак и кинжал. Женщины одеваются наряднее, в одежды, сделанные из скорлупы страусовых яиц, с железными и медными украшениями. Головной убор — смолистый кружок, из-под которого висят веревки, сделанные из жил пальмовых листьев. Женщины тоже носят кинжалы. Оружие О. — луки, отравленные стрелы, железные копья и метательные дубинки — постепенно вытесняется огнестрельным оружием. Круглые низкие жилища их построены из кольев, покрытых глиной и навозом, и окружены изгородями и колючими растениями. Топоры, ножи, стрелы, горшки из глины, медные кольца приготовляются особыми племенами. Медь О. получают у бушменов. Главные продукты земледелия — кофе, просо, бобы, маис, маниок, бататы и земляные орехи. Скотоводство слабо развито, молочное хозяйство — тоже; небольшое стадо быков принадлежит лично королю. Встречаются козы, куры, очень редко овцы. Лошади — достояние богатых; собаки высоко ценятся, как лакомое блюдо, наравне с дикобразами и черепахами. Рыболовство; простые солеварни. Самая распространенная пища — каша из хлебных зерен; хмельной напиток готовится из кофейных зерен и из плодов Sclerocarya Schweinfurthiana. У О. три сословия: благородные (экуанакамба), жрецы (экуананиме) и простой народ. Из первых выходит род короля; вторые встречаются на севере страны; они в немилости у короля. О. верят в единое высшее существо, загробную жизнь, колдовство и т. д. Король имеет неограниченную власть над жизнью и имуществом подданных, но в особенно важных случаях обращается к определенному числу советников. Ср. Шинц, "Deutsch-Südwestafrika" (Ольденбург и Лейпциг, 1891).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.