Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - палей семен
Палей семен
(Палий)
казацкий полковник, принимавший видное участие в событиях истории Малороссии в конце XVII и начале XVIII вв. Сын простого казака Филиппа, по прозванию Гурко, П. род. в Борзне и в ранней молодости ушел в Запорожье, где и был прозван за свои военные подвиги П. ("сжигателем"). Ок. 1685 г. П. поселился на правом берегу Днепра, где в то время польский король Ян Собесский, вступая в войну с Турцией, задумал восстановить казачество, заселив область между Днепром и Днестром новыми военными силами. Палею было уступлено мст. Хвастово (в нын. Киевской губ., Васильковского у.), взамен чего он обязался защищать, с своим отрядом, Польшу от набегов мусульман. На первых порах П. был верен королю: удачно воевал с татарами, полонил одного султана, разорял Очаков. Имя П., наводившего ужас на мусульман, сделалось весьма популярным в Малороссии. В Хвастово стекались казаки и с левого, русского берега Днепра, где замечалось сильное недовольство Мазепой. С 1688 г. П. начинает тяготиться своей зависимостью от Польши. Он неоднократно просит Москву принять его земли под свою руку, но московское правительство, опасаясь нарушить мир с Польшей, отказывает. Между тем преемник Яна Собесского, король Август II, по окончании войны с Турцией, нашел ненужным дальнейшее существование казачества на польской земле. Появились королевские универсалы о распущении казацкой милиции. П., вместе с другими полковниками (Искрой, Самусем), открыто восстает и овладевает Белой Церковью, Немировым и другими городами, беспощадно истребляя шляхту, ксендзов и евреев. По просьбе польского короля, своего союзника в войне со шведами, Петр I посылает грамоты к П. с требованием сдать Белую Церковь, но П. прочно держится в крепости, несмотря на то, что другие полковники уступили. Мазепа, давно уже задумавший уничтожить опасного для его власти, любимого народом П., писал в Москву, что П. собирается перейти к шведам, опустошавшим в то время Польшу. Гетману удалось хитростью заманить к себе П., и, арестовав его, отправить в Батурин. В марте 1705 г. П, вместе с своим пасынком Симашко; был отвезен в Москву и оттуда сослан в Сибирь (в Томск). Через несколько лет, когда обнаружилась измена Мазепы, П. был возвращен, вместе с другими лицами, невинно пострадавшими от наветов гетмана. Скончался П. вскоре после полтавской битвы, в которой принял участие в рядах казаков, оставшихся верными России. Жизнь П., прошедшая в беспрерывных столкновениях с поляками, русскими, турками и татарами, и особенно его трагическая судьба дали обильную пищу народному воображению. Про П. сложено на Украине множество песен, легенд и дум. П., в противоположность своему врагу — Мазепе, рисуется поборником народа, его заступником перед государями. Ему приписывается сверхъестественное рождение. Он "характернык", т. е. колдун, каким, по мнению народа, было большинство запорожцев. Арест П. и его дальнейшую ссылку народ объясняет различно. По одной версии П., во время крестин Мазепы, предупреждал Петра I, что государь, в лице своего крестника, приобретет себе в будущем врага престолу. Петр разгневался и отослал П., "за Писково море", где ездят "меделянами" (т. е. на собаках). В одной недавно записанной песне говорится, что П. жив до сих пор и последовательно, вместе с месяцем, то делается молодым, то — стариком. См. "Мазепа", истор. монография Н. Костомарова; "Этнографич. Обозрение" 1889, кн. 2-я, ст. В. Каллаша.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907