— в
древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. По закону Моисея все
П. израильские и все первородное мужеского пола из скота должны быть посвящены
Богу,
т.
е. предназначены для целей служения Ему. Если у кого-либо были две жены, то П. от обеих должны быть посвящены Богу. Это посвящение первородных должно было напоминать израильтянам о чудесном их спасении из Египта истреблением всех П. египетских (Исх., XIII, 14—15).
Само посвящение П. состояло в том, что отец каждого первородного должен был в 30-й
день заплатить за него жрецу
выкуп в 5 сиклей (Числа, XVIII, 16), служивший знаком
освобождения П. от
повинности служения при скинии и
во храме. В этом отношении первенцев заменяли
Левиты, от их
лица исполнявшие свои обязанности (Числа, VIII, 16—18). Такая замена нужна была потому, что первородных из всех
колен израильских было бы гораздо больше,
чем сколько потребовалось бы для исправления служб при скинии, и
содержание их было бы обременительно для народа. Все первородное из домашних животных было также посвящено Богу; при этом животные чистые — агнцы,
козлы, тельцы — приносились в жертву, а нечистые — ослы,
кони, верблюды — заменялись для жертвы агнцами
или выкупались, если недоставало агнца (см. Исх., XIII, 13; ib. XXXIV, 1 9 —20). На П. лежала обязанность заботиться об оставшихся вдовах. Если П. умер прежде отца и имел детей, то двойная наследственная часть его должна была принадлежать им, а не следующему за ним брату. Во времена царей первородный сын царя считался законным, естественным наследником престола (2 Парал., XXI, 3). Посвящение Богу П. мужеского пола в
память избавления от рабства египетского имело и таинственно-прообразовательное значение: оно указывало на "перворожденное Слово" и на П.
Девы Марии, посвященного Богу своей матерью (Луки, 11, 22—23). Ср. Д. Афанасьев, "Руководство по предмету Священ. Писания" (Ставрополь, 1888); прот.
В. Нечаев (епископ Виссарион), "Толкование на паремии из книг Моисеевых" (М., 1876).
Обычай искупления первородного сына (Pidion ha-ben) сохранился у современных евреев. По истечении тридцати дней со дня рождения ребенка отец приглашает когена, т. е. священника, потомка Аарона (обыкновенно — бедного или знакомого), у которого он должен выкупить своего ребенка. Последнего приносят и показывают когену, причем отец удостоверяет, что ребенок рожден от израильтянки (но не от дочери левита или когена, потомство которых не подлежит выкупу). На вопрос когена, что он предпочитает оставить за собой, сына или пять сиклей, отец отвечает, что сына, и дает когену выкуп, долженствующий соответствовать определенным в Библии 5 сиклям (в России — обыкновенно 5 или 6 серебряных рублей, так как рубль предполагается менее сикля). При этом отец благословляет Бога, "заповедавшего об искуплении сына", и молит о ниспослании благ ребенку. Коген, приняв выкуп, возлагает руки на голову мальчика и произносит над ним благословение ааронидов (Числа, VI, 22—27). Обряд искупления сопровождается обыкновенно трапезой. Если отца нет в живых, то П., достигнув зрелого возраста, сам себя выкупает у когена. Существует обычай, по которому П. постятся накануне праздника Пасхи в воспоминание казни П. в Египте, когда лишь израильские П. были пощажены. О первородстве в области имущественных прав см. Майорат, при переходе верховной власти — см. Престолонаследие.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907