Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - первосвященник
Первосвященник
т. е. первый или главный из священников — титул главы ветхозаветной иерархии. Хотя случайно этот титул прилагался еще до Моисея, например, к таинственному П. Мелхиседеку Салимскому, современнику Авраама, но формально он введен был только Моисеем при организации иерархии, во главе которой поставлен был старший брат Моисея, Аарон. От него пошла прямая линия еврейских П., причем обыкновенно, но не всегда, должность эта переходила от отца к старшему сыну. В смутное время судейства первосвященство до крайности пало, и даже преемственность его затерялась, но затем опять восстановилась и с большей или меньшей правильностью продолжалась до самого разрушения Иерусалима Титом. П. имел большое значение в ветхозаветной теократии. Он был главным посредником между народом и Иеговой; ему одному принадлежало право, и то однажды в год, входить в святая святых — как бы в присутствие Иеговы — для принесения умилостивительной жертвы за грехи народа. В отличие от других священников ему присвоено было особое одеяние, главными частями которого были: 1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти, убранная снизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками; 2) эфод — короткая верхняя одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными именами 12 колен израильских; 3) нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами с двенадцатью драгоценными камнями, на которых также были вырезаны имена 12 колен (так называемые урим и тумим); 4) кидар — головной убор, на передней части которого была золотая дощечка с надписью: святыня Господня. Как высший представитель закона, П. должен был служить образцом законнической праведности, мог вступить в брак только с девицей и тщательно избегал всякого осквернения. Посвящение в сан П. совершалось через излияние мира на голову. В истории еврейского народа П. играли большую роль и в смутные времена являлись главными спасителями народности и веры. Ко времени Рождества Христова при тираническом управлении Ирода Великого первосвященство до крайности пало; самая должность П. была захвачена аристократической партией, которая смотрела на первосвященство как на средство обогащения и политического возвышения. Из среды этой партии вышли Анна и Каиафа, увековечившие свои имена в качестве неправедных судей над Иисусом Христом. П. избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом "П. великого — Иисуса Сына Божия" (Евр., IV, 14). От него этот титул перешел и к главам христианской иерархии; так например, папа римский нередко называется римским П.
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907