Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - песнопения в православных храмах

Песнопения в православных храмах

составляют необходимую принадлежность богослужения, как и у христиан почти всех других вероисповеданий, от самого начала церкви Христовой. Отрывки из церковных П. сохранились еще от времен апостольских в Св. Писании (Ефес., V, 14; 2 Тим., II, 11; 1 Тим., III, 16; Апокалипсис, V, 9; XI, 15; XV, 3; XXI, 13). Несколько П., в том числе "Свете тихий...", "Хвалите отроцы Господа", "Благословен еси, Господи...", находятся в "Постановлениях апостольских". Затем следуют П. гимнологов, уже известных по именам (см. Филарет, архиепископ черниговский, "Обзор песнопевцев и П. греческой церкви", 1864). Названия П. в разное время были различны: в посланиях апостольских (Ефес., V, 19; Колос., III, 16) — ψαλμοί, ύμνοι, ώδαί, во времена послеапостольские — άσμα, μέλος, τροπος. Названия эти указывают не только на то, что все эти виды лирики назначались для пения (в храме), но также на их особый, в подлиннике, склад речи, точное определение которого с течением времени стало невозможным и ныне составляет лишь предмет догадок ученых (см. Gerbert, "De cantu et musica sacr.", 1874; A. Lwow, "Ueber den freien Rhytmus des altrussischen Kirchengesangs", СПб., 1859). Со времени вселенских соборов, в византийской империи церковное песнотворчество, разнообразное по содержанию, делится на множество видов, с особыми для каждого названиями, указывающими то на содержание П., то на время его пения при богослужении, то на внешнюю форму и взаимное отношение П. Таковы названия: антифоны, акафисты, богородичны, блаженны, величания, екзапостиларии, задостойники, икосы, ипакои, ирмосы, каноны, катавасии, кондаки, многолетия, мученичены, непорочны, отпустительны, парастас, седальны прокимны, самогласны, самоподобны, светильны, славословия, стихиры, стихиры стиховны, трипеснец, тропари и т. д. (объяснение значения этих названий см. в кн. прот. К. Т. Никольского). Все церковные П. собраны и распределены, применительно к условиям их богослужебного употребления, в богослужебных книгах (служебнике, октоихе, минеях, часослове, триодях, акафистниках, канонике, ирмологии и проч.). Главный вопрос в христианской гимнологии касается внешней формы П. Одни ученые (Свида, Л. Алляций, в новейшее время Люфт в своей "Литургике", Кайзер — в "Beiträge zur Geschichte d. Kirchenhymnen", 1868, и др.) думают, что кроме трех канонов св. Иоанна Дамаскина (на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу), писанных правильными ямбическими стихами, все прочие П. церкви восточной писаны, в греческих подлинниках, обыкновенной прозой. Другие ученые утверждают, что П., если не все без исключения, то в большинстве, имели тот же самый метр, как и поэтические произведения древних греков. В XII в. византийский грамматик Триха объяснял правила греческого стихосложения примерами греческих церковных П. Существует предположение, что в греческих тропарях "скрываются" рифмы лирических од и трагических хоров древних греков, на том основании, что многие из тропарей написаны равными по числу слогов строками, и что во многих рукописях П. точки расставлены не по обычному для этого знака порядку. Ныне считается несомненно доказанным, что стихотворений метрических, составленных по образцу древнегреческих, в церкви не существовало. Христиане прямо чуждались этой формы, как и всего языческого. Стихотворения христианских писателей (Климента Александрийского, Мефодия и др.), писанные метрически, не входили в состав пения богослужебного. Афанасий и Златоуст восставали против гимнов, составленных по примеру языческих (что имело место у еретиков); последний называл их "сатанинскими песнями". Иероним говорит, что Богу нужно петь "не голосом, а сердцем, и не умащать гортань сладостями, по примеру трагиков, так чтобы в церкви слышались напевы и песни театральные". Начиная с VIII в., метрический размер древней поэзии исчезает, и вместо него появляются так называемые сенарии (шестистопные ямбы), "Анакреонтовы стихи" (четырехстопные ямбические) и "политические стихи" (пятнадцатисложные строки, произносимые наподобие ямбических). В новейшее время кардинал Питра ("Hymnographie de l'église Grecque", Рим, 1867), признавая отыскивание в христианской гимнологии классических метров трудом совершенно напрасным, высказал новый взгляд, по которому гимны церковные имеют поэтический размер, но не метрический или тонический, а силлабический, который сделался господствующим у всех новых народов. Все многочисленные каноны, а также песни "октоиха", по его мнению, изложены по законам силлабической симметрии. Размер этот, по мнению Питры, не имеет недостатка ни в гибкости, ни в разнообразии, ни в точности; строфы, попеременно то тяжелые, то легкие, состоят то из одиннадцатислоговых стихов, правильно соразмеренных, то из более кратких. Акростих часто проходит по начальным или средним буквам П. Происхождение силлабической формы П. Питра приурочивает к личности и эпохе Романа Сладкопевца (по одним — конец V в., по другим — начало VIII в.). Теория Питра оставляет, однако, без объяснения формы нескольких групп П. очевидно не силлабических. По В. Кристу ("Anthologia graeca carminum Christianorum", Лейпциг, 1871), при полном отсутствии построения метрического древнегреческого, в церковных песнопениях все-таки соблюдается поэтическая норма, заключающаяся не только в силлабической равночисленности слогов в стихах, но и в пропорциональной равномерности ударений или акцентов. Место долгих и коротких слогов стихосложения метрического здесь заступают ударения, на известном, правильном расстоянии одно от другого. Новейший (1878 г.) исследователь этого вопроса, профессор Е. И. Ловягин, доказывает, что форма истинно-поэтическая несомненно свойственна церковным П., но она ни древне-метрическая, ни силлабическая, как учит Питра, ни метротоническая, как доказывает Крист. Тот факт, что И. Христос, при совершении последней своей ветхозаветной пасхи и первой христианской евхаристии, воспел, вместе с апостолами, псалмы Давида, показывает, что в форме П. Христос следовал примеру церкви ветхозаветной. В христианском богослужении первых веков пелись десять гимнов ветхозаветных праведников, начиная от Моисея до вавилонских отроков; первые песни собственно христианские — Симеона, Захарии, Елисаветы, Пресвятой Девы Марии Богородицы — также составлены в духе и форме еврейской священной поэзии. Василий Великий Златоуст, Амвросий и Августин часто говорят о христианских П., об их превосходстве перед языческими, и говорят о них наряду с песнями пророческими и Давидовыми. О многих стихирах — например, так называемых Анатолиевых — положительно известно, что они составлены по образцу ветхозаветных поэтических творений. Названия стихир и ирмосов показывают теснейшую связь их с книгой псалмов. Из всех этих данных Е. И. Ловягин заключает, что поэтические элементы греческих П. суть элементы еврейской поэзии, согласно ее характеристики новейшими учеными — Леем (Ley, "Ueber Rhythmus und Strophenbau der Hebr. Poesie", в "Jahrb. für Philologie und Pädagogie", 1871) и А. Олесницким ("Рифм и метр ветхозаветной поэзии", "Труды Киевской Академии", 1872). Протоиерей Павский (см.) также держался мнения о генетическом или аналогическом отношении стихосложения греческих церковных П. к древнееврейскому стихосложению, особенно останавливаясь на параллелизме мыслей и стихотворных фраз в книге Притчей и других особенностях еврейской священной поэзии. Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви и продолжается доселе. Все канонизованные святые русской церкви имеют свои особые тропари и кондаки, иногда — целые службы, составленные по поручению церковной власти. Сложены они по форме однородных богослужебных песнопений церкви греческой, находящихся в употреблении, в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви. Как русские церковные песнописцы новейшего времени особенно известны Кирилл, епископ мелитопольский (канон и акафист св. Александру Невскому) и Антоний, епископ чебоксарский, ректор казанской академии (канон и акафист св. Тихону Воронежскому). Гимнологическая деятельность церкви проявляется также в изменениях, вносимых, с утверждения св. синода, в разные чины и молебные пения, прежде составленные. Так, в чине "молебного пения, бываемого в день Рождества Христова", по случаю "избавления России от нашествия галлов и с ними два-десяти язык", составленном митрополитом Филаретом московским, в позднейшее время Св. Синодом, с разрешения Государя Императора, выпущены две фразы, резкие по отношению к французам. Гимнография православной церкви — самый мало разработанный отдел русской "литургики". Бесчисленные списки древних рукописных "чинов" богослужения и его частей, хранящиеся в библиотеках рукописей при духовных академиях, в Румянцевском музее, императорской публичной библиотеке, иногда не имеют даже хорошей каталогизации (например, "чины" богослужебные в рукописях спб. духовной академии). Четыре-пять монографий о деталях древнерусского богослужения, имеющиеся в нашей литературе, составляют лишь начало исследования этого предмета. Указание сочинений западной литературы о песнопении Церкви восточной см. в названной выше статье Е. И. Ловягина.

Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое песнопения в православных храмах
Значение слова песнопения в православных храмах
Что означает песнопения в православных храмах
Толкование слова песнопения в православных храмах
Определение термина песнопения в православных храмах
pesnopeniya v pravoslavnyh hramah это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины