Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - петр св. апостол
Петр св. апостол
А. Л.
В христианской иконографии лику ап. П. как в вост., так и в зап. церкви присвоен тип седого старца с курчавыми волосами и бородою, более или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображается с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви, вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (в Кенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры для Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке — намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св. П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшим исследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзовая статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая — в Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. по морю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названием Navicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождение апостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах, распятие его — да-Караваджо (Америги) (картина в Имп. Эрмитаже). Гв. Рени (картина в Ватиканской галерее), Рубенс — на алтарном образе Кельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображен Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двух досках (в мюнхенской Пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской Акад. худож.). Апокалипсис (Откровение св. П), приписываемый апостолу Петру, во II ст. и позже ставился наряду с новозаветными книгами. До недавнего времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых отрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией при раскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Верхний Египет) пергаментная рукопись маленького квадратного формата, заключающая в себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимиле рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можно отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13—19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа о предстоящем конце Мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатью апостолами отправился на гору, где по их просьбе вызвал перед ними из загробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства и мук. Пылкая фантастика описаний небесного величия и адских мук свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь, как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческих мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себе как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем не менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения, носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началу сочинения и составляет приблизительно половину его общего объема. С откровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминает II-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitr äge zur Erklä rung der neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893).
Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковном употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион Антиохийский (около 200 г.) сначала считал его неопасным, но при более тщательном рассмотрении нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его в своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное, за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящее время благодаря открытию пергаментной рукописи (см. выше) предметом тщательного исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2—10; он начинается сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П. явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти. Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср. Harnack, "Bruchst ü cke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus" ("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petrus" (Лиц., 1893); L ü demann, в "Theologischen Jahresbericht." (Брауншв., 1994).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907