Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - поминовение усопших
Поминовение усопших
смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, который связывали живых с умершими во время земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном П. усопших. По евангельскому учению, Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы (Лук. XX, 38). Свящ. Писание удостоверяет, что спасительная сила молитвы неисчерпаема, если мы просим по воле Сына Божия (1 Иоан. V, 14 — 15). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия (1 Пет. III, 19). Молитвенное П. усопших считалось благочестивым и богоугодным делом еще в церкви ветхозаветной; существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Второз. XXVI, 14; Иерем. XVI, 7), при гробах их раздавать неимущим (Тов. IV, 17), по случаю кончины ближних налагать на себя пост (1 Цар. XXXI, 13; 2 Цар. I, 12; III, 35), что, конечно, соединялось и с соответственными молитвами. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших в грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих, а народ обратился к Богу с молитвой о совершенном изглажении их греха (2 Маккав. XII, 39 — 45). В христианской церкви обычай поминать умерших к концу II и началу III в., по удостоверению Тертуллиана и св. Киприана, установился уже твердо. С тех пор, как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопших является частью, постоянно к составу его принадлежащей. Об этом свидетельствуют все древние литургии, как те, которые употреблялись или употребляются в церкви православной (св. Иакова, брата Господня, св. Василия Вел., св. Иоанна Златоустого, св. Григория Двоеслова), так и литургии церкви западной (римская, испанская, или мозарабская, галликанская и другие), а равно и литургии инославных обществ, издревле отделившихся от православной церкви: иаковитов, коптов, сирийцев, несториан и армян.
С особенной ясностью о П. усопших упоминают Постановления апостольские (кн. VIII, гл. 12, 13, 41, 42); мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших (см. Поминальные дни). Отцы и учители церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что П.
усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей церкви. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, отрицавших пользу молитв для умерших. В церквах западных обычай упоминать усопших не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни П., приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов, но утверждает, что церквам латинским мало были известны дни поминовения, строго сохраняемые на Востоке.
Хотя западная церковь сохранила обычай П. усопших, но она значительно ослабила его истинный смысл и значение своим учением об огне чистилищном (см. Чистилище). Лютеране, отвергнув значение евхаристии как жертвы за живых и умерших, а также молитвенное призывание святынь и вообще всякое общение между членами церквей земной и загробной, естественно должны были отвергнуть уместность и значение молитв за умерших. См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (том V, Киев, 1891); митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб., 1868); прот. Т. Никольский, "О молитве за умерших" (СПб., 1827); митроп. моск. Сергий, "О П. усопших" (М., 1844); прот. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (M., 1890); прот. А. Полотебнов, "Общение живых и умерших" (М., 1891); епископ Александр, "Поминовение усопших по учению православной церкви" (М. 1889); "О необходимости и спасительных плодах П. усопших" (изд. афонского Пантелеймонова м-ря. М., 1895); И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.