Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - поморские ответы
Поморские ответы
замечательнейшее произведение раскольничьей письменности. О составителях их — см. Денисовы. Поводом к составлению П. ответов послужило учреждение (в 1722 г.) св. синодом областных миссий для собеседований со старообрядцами, причем для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит. Когда этот миссионер прибыл к месту назначения, депутаты Выговской пустыни обратились к нему с просьбой, чтобы он изложил письменно главные пункты будущих словопрений. Неофит написал 106 тезисов, в форме кратких вопросов. Менее чем через год (1 июня 1723 г.) выговцы доставили Неофиту свои ответы, получившие впоследствии громкую известность в старообрядческом мире: это — П. ответы. После краткого предисловия, в котором изложены причины отделения старообрядцев от церкви (т. е. разные никоновы "нововводства") и указаны главные основания собственного учения, в П. ответах разрешается общий вопрос, "православно ли имели веру всероссийские земли от начала крещения", а затем подробно разбираются предложенные Неофитом вопросы о старых и новых книгах, о разных обрядовых разностях и немногие пункты догматического характера (об иерархии и таинствах). Не совсем удачная постановка вопросов Неофитом, избравшим невыгодную для полемиста историческую почву, дала возможность авторам ответов во всем блеске развернуть свою эрудицию и выдвинуть весьма богатый арсенал историко-археологических оснований в пользу содержимых раскольниками старых обрядов; в этом отношений особенно интересен 5-й ответ (на вопрос — "по приятии веры от грек Владимир и вси православнии христиане како прияша креститися в крестном знамонии, первыми ли тремя персты, или двема"), где с исчерпывающей полнотой разработан вопрос о двуперстии. П. ответы составили эпоху в истории раскольничьей письменности и фактически явились первой символической книгой раскола, где дан свод и приведено обоснование главных пунктов его отличия от господствующей церкви. В сравнении с писаниями первых учителей раскола П. ответы представляют значительный шаг вперед: первые проникнуты духом одной лишь оппозиции и носят оттенок личной озлобленности, последние дают первую положительную разработку основных пунктов учения, общих для всех старообрядцев.
Опровержение П. ответов, по поручению св. синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом (издано в 1745 г., под заглавием: "Обличение неправды раскольнической"). Составленное Арсением Мацеевичем "Обличение" предисловия к П. ответам осталось ненапечатанным. См. архим. Павла (Прусского), "Замечания на книгу П. ответов" ("Братское Слово", 1888—89), и "П.
ответы" (библиографич. очерк) в "Библ. для Чтения" (1864 г., 10).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.