Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - порталис жан-этьен-мари
Порталис жан-этьен-мари
(Portalis, 1746—1807) — известный французский юрист и государственный деятель. До революции был адвокатом в Эксе (Aix); выступал, между прочим, в качестве защитника жены Мирабо, в процессе ее с мужем. К революции П. отнесся весьма сдержанно: в 1790 г. он отказался принять звание комиссара короля для преобразования учреждений Прованса в новом духе, ссылаясь на старые вольности этой провинции, и удалился в деревню. Во время террора он был арестован; 9-е термидора возвратило ему свободу. Как член совета старейшин, он принадлежал к партии, враждебной директории. После переворота 18 фрюктидора он был приговорен к ссылке в Гвиану, по спасся бегством в Швейцарию и затем в Германию, где и оставался до 18 брюмера. При Наполеоне I он был комиссаром по составлению гражданского кодекса, членом государственного совета, сенатором, министром исповеданий. Еще будучи студентом, П. написал два сочинения, вызвавших оживленные толки: "Observations sur un ouvrage intitulé: Emile ou de l'Education" (Авиньон, 1763) и "Des prejugés". В 1767 г. появилось сочинение его "Sur la distinction des deux puissances", в 1770 г. — "Consultation sur la validité des mariages des protestants"; и то, и другое направлены против господства католич. церкви и заслужили одобрение Вольтера. При составлении кодекса П. явился выразителем консервативных тенденций и направил свои заботы на удержание связи нового права со старым историческим развитием. "Les codes se font avec le temps, mais а proprement parler, ou ne les fait pas" — такова основная точка зрения П., сближающая его с представителями немецкой исторической школы. В связи с нею стоит его энергичная защита римского права, которое "цивилизовало Европу и заслуженно названо ratio scripta", а также и положений французского обычного права, подходящих к условиям современной жизни. Противоречия между римским и обычным правом он старался сглаживать путем "мировой сделки", как скоро это было возможно без вреда для смысла закона. В обосновании главных принципов гражданско-правового строя, выразителем которого явился Code civil, П. следовал, однако, "началам разума". Он проводит последовательно разделение роли государства и церкви в делах семейных и брачных, признавая организацию брака зависящей прежде всего от государства, долженствующего стоять выше религиозных сект и различий. Запрещение развода, по мнению П., есть насилие над религиозными убеждениями лиц, не принадлежащих к католической церкви. Как министр исповеданий, П. способствовал заключению конкордата (см.) на началах, которые он защищал еще в сочинении, изданном в 1767 г. и навлекшем на него тогда осуждение римского престола. Они повторены в трактате Порталиса: "Sur le concordat de 1801" (П., 1840). В истории французского адвокатского сословия П. является одним из первых проводников новых, более простых приемов судебного красноречия, сменивших старую напыщенную речь. Первая же речь П. в парламенте вызвала порицания всего сословия: старые адвокаты требовали от П. изменения характера его речей. Но П. ответил: "c'est le barreau qui a besoin de changer d'allure, et non pas moi" — и через несколько лет манера П. нашла общее признание. В международном праве немаловажной заслугой П. была защита им, вместе с Руссо, той мысли, что невооруженные граждане не могут быть признаваемы воюющей стороной и потому должны быть избавлены во время войны от всяких насилий. Отношение П. к господствующим идеям времени изложено в его труде: "De l'usage et de l'abus de l'esprit philosophique durant le dix-huitième siècle", изданном после его смерти (П., 1820). Труды П., относящиеся к Code civil, изданы его сыном, под заглавием "Discours, rapports et travaux inédits sur le Code civil" (1844).
В. Н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907