Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - проходящие ноты
Проходящие ноты
в музыке те, которые не принадлежат гармонии. Они ставятся между двумя различными гармоническими нотами одного и того же голоса, на слабых временах такта и на нотах без акцента. П. ноты должны идти плавно по диатонической или хроматической гаммам, составляя их часть. В первом случае называются диатоническими, во втором — хроматическими. П. ноты бывают восходящие и нисходящие. Хроматические П. ноты пишутся по правилам письма хроматической гаммы. П. ноты применяются в двух, трех и четырех голосах одновременно. При прямом направлении двух голосов с проходящими следует придерживаться движения терциями и секстами, которое не должно быть продолжительно. При проходящих в трех или четырех голосах — два голоса могут идти параллельно, остальные же должны иметь противоположное им направление. П. ноты не должны образовывать параллельных октав и квинт не только с другими проходящими, но и с гармоническими нотами. Во время П. нот не должно звучать в другом голосе удвоение гармонической ноты, в которую идет проходящая. Это удвоение не должно звучать в той же октаве или октавой выше П. нот. Исключение допускается в басу. При хроматических П. нотах не допускается одновременное совпадение ступени в одном голосе и ее хроматического изменения в другом голосе. Применение П. нот к гармонии называется мелодической фигурацией.
Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907