Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - проклятия
Проклятия
имеют большое значение в жизни большинства народов, в сфере частной, семейной, общественной и даже государственной жизни. Ветхозаветные книги полны П.: отцы проклинают детей и даже сам Иегова проклинает змея, проклинает Каина. У классических писателей также часто встречаются П. У греков и римлян П. имело широкое применение: проклинались нарушители договоров, изменники, осквернители гробниц. В большом ходу были П. у древних индусов, скандинавов, в домонгольской Руси. И ныне П. играют немаловажную роль в жизни славянских и германо-романских народов. В особенности странным считается родительское П. Кое-где, например в Италии, П. сопровождаются обрядовыми действиями — становятся на колени, рвут на себе волосы и т. п. П. направлены, главным образом, против здоровья и жизни, часто против имущества, иногда против общественного положения, против родителей и даже против загробной жизни. Между П. разных народов обнаруживается значительное сходство, иногда даже тождественность, в зависимости от общих психологических мотивов. Особый отдел составляют весьма обычные в старое время церковные П. и анафематствования, поражавшие не только отдельных лиц, но целые города и области (см. Интердикт). См. IX т. "Сборника Харьк. историко-филологич. общества" (1896).
H. Сумцов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907