Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - расстрижение
Расстрижение
способ "снятия" или "лишения" духовного сана, иначе — "извержения из духовного сана", властью церковной лиц этого сана, виновных в преступлениях. Для Р. нет особого церковного чинопоследования: способ его указывается каждый раз в особом указе высшего духовного начальства (ныне — Св. Синода). Сущность его состоит в том, что по прочтении виновному указа о присуждении его к лишению духовного сана с него снимают усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригают у него волоса на голове и бороду, облачают в простое мирское платье и отбирают "ставленную" грамоту. Этот акт "очистительной дисциплины" церкви применяется как по отношению к лицам, которые самой духовной властью исключаются из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда признанным виновными в преступлении уголовном. Священнослужители, подвергнутые лишению сана через Р. (называющиеся "расстригами", "распопами" и т. д.), теряют права состояния, если они не из дворян; за дворянами по происхождению или службе права дворянства остаются и после Р. Лишенные через Р. духовного сана не могут вступать в какую-либо службу, государственную или общественную, не могут участвовать в избирательных съездах и в земских собраниях: бывший священник — в продолжение 20 лет, бывший диакон — 12 лет. В течение семи лет тот и другой не имеют права въезда в столицы. По истечении указанного числа лет они могут вступать вновь на государственную службу, но не в тех епархиях, где они служили в духовном звании. В военную службу они могут поступать только солдатами. Тягостные последствия имеет и Р., или снятие с себя сана, добровольное, встречающееся в церкви с V века. Император Гонорий в 408 г. издал закон, по которому лицо, сложившее с себя добровольно духовный сан, зачислялось или в куриалы (см. Курия), если владело имуществом, или в официалы (см.). Четвертый вселенский собор определил добровольных расстриг предавать анафеме и не допускать их ни на гражданскую, ни на военную службу. В России митрополит Киприан (1396) также изрекает проклятие на свергающих с себя добровольно священный сан. Указом 1665 г. расстригам запрещалось "быть у приказных дел". По указу имп. Петра I расстригам дозволено занимать учительские должности в архиерейских школах и "быть у дел в духовных управлениях". С 30-х годов нынешнего столетия желающий снять с себя священный сан в течение трех месяцев увещевается епархиальным начальством отказаться от этого намерения; в случае неуспеха этой меры с него слагается сан обычным порядком (через расстрижение), и он возвращается в то состояние, в каком находился до принятия священного сана; светские чины, если он имел их до вступления в священный сан, ему не возвращаются, в формулярном списке прежняя его служба в светских чинах не обозначается. Священникам ранее десяти лет по сложении с себя сана, а диаконам — шести лет, не дозволяется вступление в какую-либо государственную службу.
См. проф. Н. Суворов, "О церковных наказаниях" (М., 1876); его же, "Объем суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (Ярославль, 1884); "Свод определений св. синода по делам о сложении сана" (в "Прав. обозр.",1891).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.