(de Ribalta) — 2 испанских живописца: 1) Франсиско де
Р. (1551—1628) учился у неизвестного художника, после чего, в течение четырех
лет, проживал в Италии, занимаясь изучением произведений Рафаэля, Себ. дель Пьомбо и
Карраччи. По возвращении на родину работал преимущественно для церквей Валенсии и ее окрестностей. Произведения Р. отличаются хорошим рисунком; его фигуры вообще благородны и величественны, а колорит в некоторых картинах напоминает Рафаэлевский, тогда
как в других походит на более сильный колорит венецианских и фламандских мастеров. Образцами живописи Р. особенно
богат валенсийский музей, в котором хранятся его "Непорочное
зачатие Пресвятой Богородицы", "Мадонна Порта-Цели (Врата небесные)", "Воскресение", "Распятие" и др. Из прочих его произведений следует указать, как на особенно замечательные, на "Тело Христово, несомое двумя ангелами", и на "Св. Франциска" (оба в мадридском музее). В Императорском Эрмитаже имеются три картины Р.: "Св.
Иоаким и Анна" (№ 338), "Христос на Голгофе" (№ 339) и "Св. Мария Магдалина и апостолы у гроба Господня" (№ 340).
2) Хуан де Р. (1597—1628), сын и ученик предыдущего. Будучи всего 18 лет от роду, он написал для монастыря Мигуэль-де-лос-Реис, близ Валенсии, превосходное по композиции, рисунку и краскам "Распятие" (ныне в валенсийском музее). Натурализм, свежий и приятный колорит и энергичное письмо составляют отличительные качества произведений Р., из которых наиболее известны: "Св. Цецилия" (исполнено для монастыря де-ла-Мурта, в Валенсии), "Св. Илия и св. Елисей" (исполнено для Кармен-Кальзада, там же) и "Распятие" (в женском монастыре св. Екатерины Сиенской, там же). Кроме картин религиозного содержания, Р. писал также портреты. В Императорском Эрмитаже есть одна его картина: "Мучение Св. Екатерины" (№ 342).
А. А. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907