Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ричардсон самуэль
Ричардсон самуэль
Три романа Р. последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела — героиня первого романа — выходит победительницей из соблазна и становится женой того, кто хотел обольстить ее. Современники справедливо упрекали Р. за практичный характер добродетели его героини. Лучший роман Р. — "Кларисса" или "Невознагражденная добродетель"; он не так растянут, как "Грандиссон". Героиня, соблазненная Ловеласом, умирает среди страданий, окруженная ореолом невинно угнетенной, добродетельной жертвы судьбы, Ловелас убит на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Интерес романа — в двух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которой увеличивается ее слабостью, и Ловеласа — типичного бессовестного соблазнителя, изображенного в романе "злодеем" с подкупающей внешностью. Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создан тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни. Как противовес Ловеласу, написан "Чарльз Грандиссон". Р. упрекали, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального Грандиссона. Его доблесть — совершено условная: это ходячие общие места мещанской морали, Грандиссон умнее, красивее, храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге и добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных эпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматические положения.
Основная черта романов Р., сделавшая их популярными, а самого Р. основателем новой школы романистов — "чувствительность". История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большую подражательную литературу (а также множество пародий, в том числе "History of the adventures of Joseph Andrews" и т. д., Фильдинга). Вне Англии сентиментальность Р. также сделалась лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Р. являются Гольдони, в двух комедиях: "Pamela Nubile" и "Pamela marita t a", Виланд в трагедии "Clementine von Paretta" и др. Влияние Р. заметно и в "Новой Элоизе" Руссо, в "Монахине" Дидро, в сочинениях Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьерра. О русских подражаниях Р. см. Сентиментализм и Русская литература.
Популярность Р. продолжалась так долго, что еще Альфред Мюссе называл "Клариссу" "лучшим романом на свете". Р. может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе. Ввиду растянутости его романов сделаны сокращенные издания "Клариссы" (1868) Далласом, "Грандиссона" — профессором Сенсбюри (1895). Собрание сочинений Р. издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: "Английские письма, или история Кавалера Грандиссона" (СПб., 1793—1794), "Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов" (СПб., 1791—1792), "Индейцы" (М., 1806), "Памела, или награжденная добродетель" (СПб., 1787; другой перевод 1796), "Кларисса или история юной барышни" ("Библиотека для Чтения", 1848, ч. 87—89).
Ср. Barbauld, "Correspondence of Samuel R." (Лондон, 1804); E. Smidt, "R., Rousseau und Goethe" (Йена, 1875); Gasmeyer, "R. Pamela; ihre Quellen und ihre Einfluss auf die engl. Litteratur" (Лейпциг, 1891); Дружинин, "Полное Собрание Сочинений".
З. Венгерова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907