Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - рид фома
Рид фома
Доводы против теории идей сводятся к следующему: 1) эта теория противоречит общепринятому взгляду людей, не имеющих соприкосновения с философией; 2) защитники теории идей предполагают существование идей (или представлений), но отнюдь не доказали этого предположения (следует отметить, что Р., говоря об идеях [представлениях], разумел tertium quid, независимое от предмета и познающего субъекта); 3) все защитники идей расходятся во всем, за исключением лишь одной общей им теории об идеях; 4) идеи нисколько не поясняют и не увеличивают знания нашего о деятельности ума; 5) выводы из теории идей противоречат здравому смыслу.
Положительная сторона учения Р. сводится к следующему: ощущение есть простое и необъяснимое состояние ума; оно существует только в уме познающего и предшествует восприятию (perception): восприятия предполагают веру в существование объекта. В каждом восприятии находятся три признака: известное понятие (conception or notion) о воспринимаемом объекте, твердая вера (belief) в существование в настоящее время объекта и, наконец, непосредственность этой веры, которая не есть результат рассуждения. Р. принимает мнение Локка относительно первичных и вторичных качеств предмета, но он убежден, что первичные качества познаются непосредственно, т. е. без помощи идей, и путь такого познания недоступен для анализа. Восприятие Р. отожествляет с воображением, а воображение называет способностью непосредственного познания. Второй пункт учения Р., который он противопоставляет скептицизму — это учение о здравом смысле (common sense). "Если существуют, — говорит он, — как я думаю, принципы, в которые устройство нашей природы заставляет нас верить и которые мы по необходимости применяем постоянно, не будучи в состоянии дать себе отчета о них, то такие принципы мы называем принципами здравого смысла (principles of common sense), a все, что очевидно противоречит им — абсурдным". В указании этих принципов Р. был не особенно счастлив, ибо внес в число принципов и чисто эмпирические обобщения. Р. указывает два класса принципов. К первому классу — познанию фактов — он относит 12 понятий, напоминающих 12 категорий Канта. Второй класс касается необходимых истин — это идеи Бога, души и т. д. В этом же направлении Р. вел борьбу и против скептицизма в сфере нравственной, защищая сознание свободы, нравственный закон и восставая против гедонистических начал в этике. Главная заслуга Р. в этой области — разграничение деятельности по нравственному долгу от деятельности из мотивов гедонистического характера. Основанием долга — цели нравственной деятельности — Р. считает совесть. Значение Р. для современной философии заключается в его учении о восприятии. Принцип: "мир есть мое представление", общераспространенный в современной философии, нуждается в пересмотре.
См. Heshey Sneath, "The philosophy of Reid" (Нью-Йорк, 1892; здесь указана вся литература о Р.).
Э. Радлов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907