Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ристори
Ристори
(Аделаида Ristori, маркиза Капраника делль Грилло) — знаменитая итальянская актриса; род. в 1821 г. Дочь бедных актеров; с 4-летнего возраста начала появляться на сцене, а с 14 лет исполняла серьезные роли. В Ливорно она с таким успехом выступала в пьесах Гольдони, что Герарди дей Фесена написал специально для неё пьесу "Il Regno d'Adelaïde". В 1847 г. она вступила в брак с маркизом Капраника дель Грилло. Чтобы угодить семье мужа, Р. покинула сцену, но случайное участие ее в благотворительном спектакле вызвало такие бурные восторги в публике, что кастовая гордость маркиза и его родни смолкла перед гением артистки. Возвратясь на сцену, она имела особенно блестящий успех в пьесах Альфиери — "Myrrha", "Rosemende", "Octavia", "Antigone", a также в трагедиях "Francesca da Rimini", "Maria Stuarda" и "Pia dei Tolemei". Эти же роли прославили итальянскую актрису при первом посещении ею Парижа, в 1855 г.; она получила предложение вступить в группу Théâtre français, но отклонила его. В 1856 г. Ристори вернулась в Париж и пожала здесь новые лавры в "Медее" Легувэ и в написанной специально для неё трагедии Монтанелли "Camma". В 1857 г. Р. играла в Испании, в 1858 г. в Париже производила фурор в "Федре"; в 1861 г. она играла в СПб. Позже Р. предпринимала почти ежегодно артистические поездки по Европе и совершила несколько путешествий по Соединенным Штатам и Южной Америке. В 1874 г. она выступала в Чили с таким успехом, что добилась от президента республики помилования приговоренному к смерти. В конце 70-х и начале 80-х годов Р. дает снова представления в Германии и Швеции, после которых окончательно покидает сцену. Когда, под влиянием реализма, публика стала ценить простую, естественную игру, без постоянной приподнятости, манера Р. перестала вызывать прежнее восхищение. Самой знаменитой соперницей Р. была Рашель; у последней было более искусства, обдуманной сдержанности и пластичности, у Р. — более непосредственности и живого чувства. Ее талант был весьма разнообразен и позволял ей с одинаковым успехом выступать в высокой трагедии и в мещанской комедии. Как женщина, Р. пользовалась всеобщим сочувствием и уважением. См. ее автобиографию, изданную в Турине в 1887 г. ("Ricordi e Studi artistici") и переведенную на французский язык.
В. Ш.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907